«ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ
МАРАФОН»
Методическая разработка игрового мероприятия
ко дню экологических знаний - 15 апреля
Ковалева Алена Анатольевна
МОУ СОШ №11, учитель географии
Цель и задачи «Экологического марафона»: развитие
познавательного интереса к экологии; воспитание любви, бережного и доброго
отношения к природе, к своему городу; развитие умений работать в команде,
знакомство учащихся с правилами поведения в природе.
Оборудование: физическая карта мира, глобус, карточки задания для
каждой команды, разноцветные жетоны; магнитофон. На доске кроссворд «Экология»;
сводная таблица для соревнования.
ХОД
МЕРОПРИЯТИЯ
II. Этапы состязаний:
Этап «Разминка». Разгадать кроссворд. Для порядка очередности
капитаны команд вытягивают жребий. Каждой команде предлагается отгадать слово
из кроссворда в порядке очереди. 1 Слово = 1 балл, выдаются жетоны. Если
команда не знает слово, право на отгадывание предоставляется другой команде. Ключевое
слово вписано – экология.
|
1. Воображаемая
линия, делящая Землю, на два равных полушария;
2. Список
редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных,
занесенных …;
3. Последствие
неосторожного обращения со спичками;
4. Виновник,
всех экологических проблем;
5. Они
бывают промышленные, бытовыми, коммунальными.
Основная их часть сжигается, вывозится на свалки;
6. Оно
бывает атмосферным, радиационным;
7. Своеобразная
4 оболочка Земного шара, в которой обитают живые организмы. Сфера жизни;
8. «Зеленые
легкие планеты».
Этап «Три дерева». Необходимо нарисовать три дерева растущие: в
лесу, городе, поляне. Раздаются фломастеры и альбомные листы. Объясните, почему
именно так вы решили изобразить деревья? Заслушиваются объяснения команд.
Этап «Пантомима». Капитаны команд вытягивают листочки с
заданием: изобразить при помощи пантомимы, следующие сюжеты – загрязнение
воздуха автомобилем, вырубка леса. Команды соперницы отгадывают.
Этап «Ладошка». На предложенной форме (альбомный лист бумаги со
следом кисти человека), перечислить и записать на каждом пальце основные
источники загрязнения воздуха, воды, окружающей среды, Земли в целом. В центре
ладони выделите на ваш взгляд главный источник загрязнения и объясните почему.
Через определенное время, выполненное задания зачитывается и объясняется каждой командой и сдается жюри.
Этап «Литературный». Команды вытягивают опорные слова.
Необходимо соединить их в рассказ, у которого есть только начало. Время на
раздумывание три минуты.
Карточка 1.В последних лучах заката … (опорные слова: облако, лошадь, пень, дождь)
Карточка 2. Тихий теплый вечер неслышно ступал по траве … (жук, капли, шиповник, лягушка)
Карточка 3. Солнце медленно
покатилось за край земли … (сова,
бабочки, свирель, ирисы)
Карточка 4. И когда ночь укрыла Землю своим лиловым бархатным плащом …
(ворон, звезда, летучая мышь, Гарри
Поттер)
Этап «Капитанов». Из картинок животных вывешенных на доске,
выберите одно, и предложите свою информацию о нем.
Этапа «Мудрейших» (заключительный).
Учитель. А
сейчас, ребята, послушайте сказку о лесном царстве-государстве. Представьте,
что это царство-государство наш родной
город. (Включает тихую музыку.)
Жил да был царь лесной с бородой.
Он любил и берег край родной.
Да случилось горе великое:
На царство напала чернь дикая.
И пожрала она все дубравушки,
Потоптала шелковы травушки,
Замутила озера ясные.
Наступили денечки ненастные.
И заплакали звери лесные:
Как нам жить, поживать?
Будем горе горевать, приговаривать:
ОЙ, спаси ты
нас, царь,
Царь наш
батюшка.
Погибает
зелена дубравушка.
Нам не жить
без нее, без красивой,
Ведь она наша
Родина малая.
Тут и жук подоспел, запричитывал:
— Вот уж горе-то, горе великое.
Не вредители мы, мы полезные.
День-деньской все мы трудимся, бедные.
А жужелица: жу-жу-жу!
Ничего я не
пойму.
Поедали мы
личинку, спасали мы клубнику,
А теперь нам
не везет, кто же от беды спасет?
Ну а рыбки все
в речке заплакали,
И соленые
слезы закапали:
— Невозможная
жизнь в нашей речушке
Ой, спаси, сохрани нас, царь-батюшка.
Пригорюнился царь, призадумался.
Как спасти
свой народ
От горя
лютого.
От горя
лютого, лихолетъюшка?
Учитель. Можно ли помочь царю лесному? Давайте поможем лесному царю!
Задание: найти выход из сложившейся
ситуации, составить правила поведения в природе, объяснить, зачем они нужны, и
почему необходимо следовать этим правилам. Правила могут быть представлены и в
виде рисунки, и в стихотворной форме.
Учитель. Природу
Земли надо беречь. Земле необходимы забота и тепло человеческих рук. Только
тогда мы сохраним во всей красе природу и нашего города, и всей Земли.
Для
этого нам надо постараться.
Не
забывать и выполнять
Все
правила, придуманные нами.
Начнем,
друзья, сначала сами.
III. Подведение
итогов мероприятия, награждение победителей, вручение грамот.
Литература:
1.
Панчешникова Л.М., И.В. Душина, В.И. Дронов и др. – Методика обучения географии
в школе: пособие для студентов географических специальностей. – М.:
Просвещение, 1997. – 320 с.: ил.
2. Чередов И.
М. Формы учебной работы в средней школе. М.: Просвещение, 1998. – 150 с.