Тема урока: Мировой океан и его части.
Учитель: Ковалева Алена Анатольевна, учитель географии МАОУ СОШ №11
Класс: 6
Форма урока: Комбинированный урок.
Цель урока - формирование представления учащихся о Мировом океане и его основными частями.
Задачи урока:
Образовательные:
- Сформировать представление о Мировом океане, как главной
части Гидросферы; - Способствовать формированию у обучающихся понятий: «Мировой океан», «море», «залив», «пролив», «остров», «полуостров», «архипелаг»;
Развивающие:
- Развивать умения работать с картами атласа и контурными картами.
- Развивать способности к анализу, сопоставлению;
- Развивать творческие способности, познавательную активность;
- Сформировать навыки использования компьютерных технологий.
Воспитательные:
- Воспитывать чувства экологической культуры.
Тип урока: Интегрированный урок, формирование новых знаний.
Место урока в учебном плане: Второй урок по теме «Гидросфера».
Методы:
Проблемного обучения (создание проблемной ситуации, формулировка и проверка гипотезы, а также формулировка выводов)
По источникам знаний: словесные: объяснение и беседа: рассказ учителя; практические: работа с картой, обозначение на контурной карте частей Мирового океана.
По характеру познавательной деятельности: частично-поисковый, объяснение.
Словесные, наглядные, практические, поисковые.
Оборудование урока: Мультимедиа информация (фотографии, карты, схемы, звуки, видеофрагмент), физическая карта полушарий, атлас «Физическая география. Начальный курс», контурные карты, раздаточный материал (технологическая карта «Дневник путешественника»).
План урока:
- Организационный момент.
- Актуализация знаний.
- Звук чего вы слышите?
- Вы любите путешествовать?
- Что такое мировой океан?
- Что с собой берем в дорогу?
- Инструкция правил поведения на корабле.
- Изучение нового материала.
- Создание проблемной ситуации.
- Формулирование исследовательской задачи.
- Выдвижение гипотезы.
- Проверка гипотезы:
- Заполнение таблицы «Географических терминов» (работа с учебником) – частично-поисковый метод.
- Заполнение схемы «Части мирового океана» (устно вместе с классом у доски) – эвристическая беседа.
- Заполнение карты «Что изображено цифрами?» (работа у доски обучающихся).
- Практическая работа «Части Мирового океана».
- Работа с атласом и контурной картой (по вариантам, закрепление у доски).
- Формулировка выводов:
- Закрепление знаний: отгадывание «Магического квадрата».
- Подведение итогов, домашнее задание.
- Рефлексия.
Ход урока
- [слайд 1] Организационный момент.
- Приветствие: Здравствуйте ребята! Тему урока мы определим вместе с вами, разгадав звук.
- Ребята, звук чего вы слышите? Как вы думаете, что сегодня мы будем изучать? Какую тему урока? (ОТВЕТЫ - океан)
- Правильно, сегодня мы будем путешествовать по бескрайним водным просторам, который называется Мировой океан.
[слайд 2] Тема урока: Мировой океан. Части Мирового океана. Цель нашего путешествия - познакомится с Мировым океаном и его основными частями, а также узнать много интересного и познавательного.
- Ребята, вы любите путешествовать? А где вы были? Где хотели бы побывать? (ОТВЕТЫ)
[слайд 3] Сегодня мы совершим путешествие по Мировому океану. Что необходимо взять с собой в дорогу из того, что лежит на парте (атлас, контурную карту и дневник путешественника)? (ОТВЕТЫ)
[слайд 4-6] И так корабль для путешествия готов. Капитан у штурвала. Но прежде чем отправиться в путь, вы должны пройти инструктаж «Как вести себя на корабле».
1. Вести себя тихо и спокойно!
2. Помогать друг другу!
3. Ваш путеводитель в дороге - атлас и «дневник путешественника», где мы будем отмечать самую главную информации. В конце урока необходимо сдать «Дневник путешественника» на оценку (давайте его заполним).
4. За правильные ответы вы будете получать рыбки, которые размещены на доске, а потом определим лучшего рыбалова в классе! Инструкция понятна! Все готовы! ВПЕРЕД!!!
[слайд 7] Ребята, что такое Мировой океан? (ОТВЕТЫ) Это совокупность всех океанов Земли: Тихого, Атлантического, Индийского и Северного Ледовитого океанов. «Мировой океан един, он нигде не прерывается. Из любой его точки можно попасть в любую другую, не пересекая сушу».
Термин «Мировой океан» был предложен российским географом и океанологом Ю.М. Шокальским в 1917 году.
Вопросы к классу: Сколько океанов на Земле? Давайте вспомним из курса природоведения океаны по мере уменьшения их площади. Кто желает пойти к доске? (РАБОТА У ДОСКИ)
[слайд 8-9 ] ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ
Наше путешествие продолжается и наш экипаж помогает решить проблему: капитан команды поведал нам одну очень страшную историю из личного опыта, когда он был еще матросом:
«... В одну из туманных ночей, какие не редкость в просторах Атлантики, торговый корабль, шедший под всеми парусами из Великобритании на Кубу, внезапно остановился по неизвестной причине. Он не налетел на рифы, потому что остановился, без толчка и треска. Он не сел на мель. И ветер не стих. Но судно не двигалось.
- Корабельные фонари тускло светили в тумане, бросая слабый отблеск на волнистую поверхность океана. Я и еще один матрос, перегнувшись через борт, вглядывались в даль.
- В чем дело, почему стоим? - подбежал к нам капитан.
- Морское чудовище! - дрожащим голосом прошептал я. - Вот оно, смотрите...
Вопрос к классу: «Действительно ли было это морское чудовище, или ...что? Как вы думаете, в какой части Мирового океана это произошло?» (ОТВЕТЫ)
[слайд 10] ФОРМУЛИРОВКА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ЗАДАЧИ: познакомится с частями Мирового океана – дать им определения, с помощью карт атласа определить месторасположение остановки корабля.
[слайд 11] ВЫДВИЖЕНИЕ ГИПОТЕЗЫ: если будет определено месторасположение остановки корабля, то «морское чудовище» будет найдено.
Океаны, ребята, состоит из более мелких частей. Давайте откроем атласы и найдем – ЧАСТИ МИРОВОГО ОКЕАНА. Из каких частей состоит Мировой Океан? (НОВЫЕ ТЕРМИНЫ ВЕШАЮ НА ДОСКУ)
[слайд 12-14] ПРОВЕРКА ГИПОТЕЗЫ:
- Частично - поисковый метод (заполнение таблицы с помощью учебника). В каюте капитана вы обнаружили документ, но часть документа была смыта водой и не читается. Чтобы продолжать путешествие нам необходимо восстановить документ. Для этого откроем учебник § - 24 стр.71- 73. В «Дневнике путешественника выполним задание №1». Вам, даны определения восстановите, что они означают!
МОРЕ |
часть океана, отделенная от него островами или полуостровами, отличающаяся от океана свойствами воды, обитателями. |
ЗАЛИВ |
часть океана, моря, вдающаяся в сушу. |
ПРОЛИВ |
узкое водное пространство, ограниченное с двух сторон берегами материков или островов. |
ОСТРОВ |
небольшой участок суши, со всех сторон окруженный водой. |
АРХИПЕЛАГ |
группа островов, лежащих недалеко друг от друга. |
ПОЛУОСТРОВ |
участок суши, окружен с трех сторон водой, глубоко вдающийся в океан. |
[слайд 15] 2. Эвристическая беседа: Все части Мирового океана являются сушей или водой, давайте заполним схему в «Дневнике путешественника» выполним задание №2. Какая часть Мирового океана – суша? Какая часть Мирового океана – вода? ( ОТВЕТЫ: Части Мирового океана: МОРЯ, ЗАЛИВЫ, ПРОЛИВЫ, ОСТРОВА, АРХИПЕЛАГИ, ПОЛУОСТРОВА).
[слайд 16-22] Прежде чем работать с картой, необходимо определить, что изображено цифрами на рисунке. (РАБОТА У ДОСКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ)
ВОПРОС: Какой географический объект изображен под №1?... (1-полуостров, 2 море или залив, 3- залив, 4- полуостров, 5-остров, 6-архипелаг)
[слайд 23 - гиперссылки] ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: Для путешествия необходимо выбрать определенный путь следования – поработаем с контурной картой. Для этого выполним задание №4 на другой стороне «Дневника путешественника». Вам необходимо отметить на контурной карте географические объекты – 1 вариант. Все сидящие за ИМЯ – отмечают на контурной карте – моря… Пишем карандашом или черной ручкой, печатными буквами с заглавной буквой, в горизонтальном направление, параллельно друг другу. (ПОЗЖЕ РАБОТА У ДОСКИ) Время выполнения 1 минута.
РАБОТА С КАРТОЙ Задание №4: обозначьте на контурной карте части Мирового океана
|
Моря: Аравийское – самое большое море в мире, расположено у южных берегов Евразии.
Средиземное – омывает три части света: Европу, Азию и Африку.
Заливы: Бенгальский – это саамы большой залив в мире.
Гвинейский – расположен у западного побережья Африки.
Проливы: Гибралтарский пролив – разделяет Европу и Африку. Это самый узкий пролив в мире, его ширина всего – 14 км.
Берингов пролив – разделяет Евразию и Северную Америку. Пролив назван в честь В. Беринга – открывшего море и пролив.
Острова: Гренландия – это самый большой остров в мире, он покрыт шапкой льда, толщина льда достигает до 3тысяч метров.
Мадагаскар – это самый крупный остров Африки. Что вы знаете об этом острове?
Полуострова: Аравийский – самый большой полуостров на Земле, ребята, еще из космоса он похож на валенок.
Лабрадор – это полуостров Северной Америки, был назван в честь…..
Архипелаг: Гавайские острова – расположены в Тихом океане;
Малайский архипелаг – самый большой архипелаг в мире.
ДОПОЛНЕНИЕ - ГИПЕРССЫЛКИ:
1. Мексиканский залив – второй по величине залив в мире. Название этого залива звучала в новостях лета прошлого года? Ребята посмотрите на изображение, что вы знаете или слышали об этом происшествии.
2.Самый широкий в мире пролив – Дрейка, его ширина – 1000 км. Он разделяет Южную Америку и Антарктиду. Назван в честь ….
3. Самый большой остров России – Сахалин, он расположен на востоке нашей страны и омывается водами Тихого океана.
4. Самый большой полуостров России – Таймыр, он расположен на севере нашей страны, омывается морями Северного Ледовитого океан, там обитают самые крупные парнокопытные животные – бизоны.
5. Галапагосские острова расположены на экваторе у западного побережья южной Америки. Сколько здесь необыкновенных животных. Давайте посмотрим удивительный подводный мир.
ФОРМУЛИРОВКА ВЫВОДОВ [слайд 24-26] :
- Часть мирового океана, в котором произошла эта история – МОРЕ (определено из таблицы и схемы).
- С помощью практической работы с картами атласа определено – Саргассово море – расположенное в северной части Атлантического океана это море включено в книгу рекордов Гиннеса как самый большой участок спокойной воды. Около 6 млн. кв. км. моря покрыто водорослями саргассум. Такое большое скопление растений видно даже из космоса.
[слайд 27-28] Ребята, вдруг на палубе корабля один из матросов нашел «Магический квадрат»! Давайте разгадаем его, выполнив задание №3 в «Дневнике путешественника», какие ключевые слова сегодняшнего урока там зашифрованы. Необходимо двигаться по горизонтали или вертикали. Я нашла слово…..
[слайд 29] Один из писателей сказал: Представьте ребята, картину вот эту:
Наш дом – это шар – Голубая планета.
Посмотрите на глобус – почему писатель сказал, что наша планета – Голубая? Так как 75% площади Земли составляет – Мировой океан, и только 25% - суши!
- Ребята сдайте на проверку свои «Дневники путешественника».
[слайд 30] Ребята посчитайте, сколько рыбок вы поймали? Кто поймал 1 рыбку? Ручки поднимите? Кто 2…. У кого 5 и более рыбок получает сегодня – 5. У кого 3-4 рыбки – 4. НАГРАЖДЕНИЕ МЕДАЛЯМИ!!!
Домашнее задание: ОТКРЫЛИ ДНЕВНИКИ – ЗАПИСАЛИ Д/З
1. § - 24 стр.71- 73
2. Сообщение о географических объектах Мирового океана.
[слайд 31] Рефлексия: Какой цели вы достигли? Что нового узнали? Где бы вы хотели побывать?
Технические средства обучения: интерактивная доска.
Методическая литература:
1.Настольная книга учителя географии / Авт.-сост. Н.Н. Петрова, В.И. Сиротин. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2004. – 302с.
2.Датская Е.В., Синицина Е.В., Синицин М.Г. Контрольные и проверочные работы по географии. М.: «Экзамен», 2004. – 78с.
3.География в кроссвордах / Авт.-сост. С.Н. Труднева. – М. Дрофа, 2004. - 80с.
4.География: Занимательные материалы к урокам и внеклассным занятиям в 6-8 классах / сост. Н.А. Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2008. – 155 с.
5.Настольная книга преподавателя / Авт.-сост. И.Н. Кузнецов. Мн.: «Соврем. слово», 2005. – 544 с.
6.Атлас, контурные карты, компьютерные презентации, справочники и справочные материалы, вырезки из журналов, фотографии.
Интернет-ресурсы:
- www.okeanavt.ru
- znaniya-sila.narod.ru
- www.ocean-fcp.ru