Суббота, 27.04.2024, 13:17
Приветствую Вас Гость | RSS

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Тема урока:               Мировой океан и его части.

Учитель: Ковалева Алена Анатольевна, учитель географии МАОУ СОШ №11

Класс: 6

Форма урока:            Комбинированный урок.

Цель  урока - формирование представления учащихся о Мировом океане и его основными частями.

Задачи урока:

Образовательные:

  •    Сформировать представление о Мировом океане, как главной
    части Гидросферы;
  • Способствовать формированию у обучающихся понятий: «Мировой океан», «море», «залив», «пролив», «остров», «полуостров», «архипелаг»;

Развивающие:

  • Развивать  умения  работать с картами атласа и контурными картами.
  • Развивать способности к анализу, сопоставлению;
  • Развивать творческие способности, познавательную активность;
  • Сформировать навыки использования компьютерных технологий.

Воспитательные:

  • Воспитывать чувства  экологической культуры.

Тип урока:                 Интегрированный урок, формирование новых знаний.

Место урока в учебном плане: Второй урок по теме «Гидросфера».

Методы:      

Проблемного обучения (создание проблемной ситуации, формулировка и проверка  гипотезы, а также формулировка выводов)

По источникам знаний: словесные: объяснение и беседа: рассказ    учителя; практические: работа с картой, обозначение на контурной карте частей Мирового океана.

По характеру познавательной деятельности: частично-поисковый, объяснение.

Словесные, наглядные, практические, поисковые.

Оборудование урока:          Мультимедиа информация (фотографии, карты, схемы, звуки, видеофрагмент), физическая карта полушарий, атлас «Физическая география. Начальный курс», контурные карты, раздаточный материал (технологическая карта «Дневник путешественника»).

 

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.
  • Звук чего вы слышите?
  • Вы любите путешествовать?
  • Что такое мировой океан?
  • Что с собой берем в дорогу?
  • Инструкция правил поведения на корабле.
  1. Изучение нового материала.
  • Создание проблемной ситуации.
  • Формулирование исследовательской задачи.
  • Выдвижение гипотезы.
  • Проверка гипотезы:
  • Заполнение таблицы «Географических терминов» (работа с учебником) – частично-поисковый метод.
  • Заполнение схемы «Части мирового океана» (устно вместе с классом у доски) – эвристическая беседа.
  • Заполнение карты «Что изображено цифрами?» (работа у доски обучающихся).
  • Практическая работа «Части Мирового океана».
  • Работа с атласом и контурной картой (по вариантам, закрепление у доски).
  1. Формулировка выводов:
  • Закрепление знаний: отгадывание «Магического квадрата».
  1. Подведение итогов, домашнее задание.
  2. Рефлексия.

Ход урока

  1. [слайд 1] Организационный момент.
    • Приветствие: Здравствуйте ребята! Тему урока мы определим вместе с вами, разгадав звук.
    • Ребята, звук чего вы слышите? Как вы думаете,  что сегодня мы будем изучать? Какую тему урока? (ОТВЕТЫ - океан)
    • Правильно, сегодня мы будем  путешествовать по бескрайним водным просторам, который называется Мировой океан.  

[слайд 2] Тема урока: Мировой океан. Части Мирового океана. Цель нашего путешествия - познакомится с Мировым океаном и его основными частями, а также узнать много интересного и познавательного.

- Ребята,  вы любите путешествовать? А где вы были?  Где хотели бы побывать? (ОТВЕТЫ)

[слайд 3] Сегодня мы совершим путешествие по Мировому океану. Что  необходимо взять с собой в дорогу из того, что лежит на парте (атлас, контурную карту и дневник путешественника)? (ОТВЕТЫ)

[слайд 4-6] И так корабль для путешествия готов. Капитан у штурвала. Но прежде чем отправиться в путь, вы должны  пройти инструктаж «Как вести себя на корабле».

1. Вести себя тихо и спокойно!

2. Помогать друг другу!

3. Ваш путеводитель в дороге -  атлас и «дневник путешественника», где мы будем отмечать самую главную информации. В конце урока необходимо сдать «Дневник путешественника» на оценку (давайте его заполним).

4. За правильные ответы   вы будете получать рыбки, которые размещены на доске, а потом определим лучшего рыбалова в классе! Инструкция понятна! Все готовы!  ВПЕРЕД!!!

[слайд 7] Ребята, что такое Мировой океан? (ОТВЕТЫ) Это совокупность всех океанов Земли: Тихого, Атлантического, Индийского и Северного Ледовитого океанов. «Мировой океан един, он нигде не прерывается. Из любой его точки можно попасть в любую другую, не пересекая сушу».

Термин «Мировой океан» был предложен российским географом и океанологом Ю.М. Шокальским в 1917 году.

Вопросы к классу: Сколько океанов на Земле? Давайте вспомним из курса природоведения океаны по мере уменьшения их площади. Кто желает пойти к доске? (РАБОТА У ДОСКИ)

[слайд 8-9 ] ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ

Наше путешествие продолжается и наш экипаж помогает решить проблему:  капитан команды поведал нам  одну очень страшную историю из личного опыта, когда он был еще матросом:

 «... В одну из туманных ночей, какие не редкость в просторах Атлантики, торговый корабль, шедший под всеми парусами из Великобритании на Кубу, внезапно остановился по неизвестной причине. Он не налетел на рифы, потому что остановился, без толчка и треска. Он не сел на мель. И ветер не стих. Но судно не двигалось.

   - Корабельные фонари тускло светили в тумане, бросая слабый отблеск на волнистую поверхность океана. Я и еще один матрос, перегнувшись через борт, вглядывались в даль.

  - В чем дело, почему стоим? - подбежал к нам капитан.

 - Морское чудовище! - дрожащим голосом прошептал я. - Вот оно, смотрите...

Вопрос к классу: «Действительно ли было это морское чудовище, или ...что? Как вы думаете, в какой части Мирового океана это произошло?» (ОТВЕТЫ)

[слайд 10]  ФОРМУЛИРОВКА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ЗАДАЧИ: познакомится с частями Мирового океана – дать им определения,  с помощью карт атласа определить месторасположение остановки корабля.

[слайд 11]  ВЫДВИЖЕНИЕ ГИПОТЕЗЫ: если будет определено месторасположение остановки корабля, то «морское чудовище» будет найдено.

 Океаны, ребята, состоит из более мелких частей. Давайте откроем атласы и найдем – ЧАСТИ МИРОВОГО ОКЕАНА. Из каких частей состоит Мировой Океан? (НОВЫЕ ТЕРМИНЫ ВЕШАЮ НА ДОСКУ)

[слайд 12-14]  ПРОВЕРКА ГИПОТЕЗЫ:

  1. Частично - поисковый метод (заполнение таблицы с помощью учебника). В каюте капитана вы обнаружили документ, но часть документа  была смыта водой и не читается.  Чтобы продолжать путешествие нам необходимо восстановить документ. Для этого откроем учебник § - 24 стр.71- 73.  В «Дневнике  путешественника  выполним задание №1». Вам, даны определения восстановите, что они означают! 

МОРЕ

часть океана, отделенная от него островами или полуостровами, отличающаяся от океана свойствами воды, обитателями.

ЗАЛИВ

часть океана, моря, вдающаяся в сушу.

ПРОЛИВ

узкое водное пространство, ограниченное с двух сторон берегами материков или островов.

ОСТРОВ

небольшой участок суши, со всех сторон окруженный водой.

АРХИПЕЛАГ

группа островов, лежащих недалеко друг от друга.

ПОЛУОСТРОВ

участок суши, окружен с трех сторон водой, глубоко вдающийся в океан.

[слайд 15] 2. Эвристическая беседа: Все части Мирового океана являются сушей или водой, давайте заполним схему  в «Дневнике путешественника» выполним задание №2. Какая часть Мирового океана – суша? Какая часть Мирового океана – вода? ( ОТВЕТЫ: Части Мирового океана: МОРЯ,  ЗАЛИВЫ, ПРОЛИВЫ, ОСТРОВА, АРХИПЕЛАГИ, ПОЛУОСТРОВА).

 
   

[слайд 16-22]  Прежде чем работать с картой, необходимо определить, что изображено цифрами на рисунке. (РАБОТА У ДОСКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ)

ВОПРОС: Какой географический объект изображен под №1?... (1-полуостров, 2 море или залив, 3- залив, 4- полуостров, 5-остров, 6-архипелаг)

[слайд 23 - гиперссылки] ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: Для путешествия необходимо выбрать определенный путь следования – поработаем с контурной картой. Для этого выполним задание №4 на другой стороне «Дневника путешественника». Вам необходимо  отметить на контурной карте географические объекты – 1 вариант. Все сидящие за ИМЯ – отмечают на контурной карте – моря… Пишем карандашом или черной ручкой, печатными буквами с заглавной буквой, в горизонтальном направление, параллельно друг другу. (ПОЗЖЕ РАБОТА У ДОСКИ) Время выполнения 1 минута.

 

РАБОТА С КАРТОЙ

Задание №4: обозначьте на контурной карте части Мирового океана

  1. Моря:   Аравийское, Средиземное.
  2. Заливы: Бенгальский, Гвинейский.
  3. Проливы: Гибралтарский, Берингов.
  4. Острова: Гренландия,  Мадагаскар.
  5. Полуострова: Аравийский, Лабрадор.
  6. Архипелаг: Гавайские острова, Малайский архипелаг.

Моря:  Аравийское – самое большое море в мире, расположено у южных берегов Евразии.

                Средиземное – омывает три части света: Европу, Азию и Африку.

Заливы:  Бенгальский – это саамы большой залив в мире.

                  Гвинейский – расположен у западного побережья Африки.

Проливы: Гибралтарский пролив – разделяет Европу и Африку. Это самый узкий пролив в мире, его ширина всего – 14 км.

                    Берингов пролив – разделяет Евразию и Северную Америку. Пролив назван в честь В. Беринга – открывшего море и пролив.

Острова: Гренландия – это самый большой остров в мире, он покрыт шапкой льда, толщина льда достигает до 3тысяч метров.

                   Мадагаскар – это самый крупный остров Африки. Что вы знаете об этом острове?

Полуострова: Аравийский – самый большой полуостров на Земле, ребята, еще из космоса он похож на валенок.

                       Лабрадор – это полуостров Северной Америки, был назван в честь…..

Архипелаг: Гавайские острова – расположены в Тихом океане;

                     Малайский архипелаг – самый большой архипелаг в мире.

ДОПОЛНЕНИЕ - ГИПЕРССЫЛКИ:

1. Мексиканский залив – второй по величине залив в мире.  Название этого залива звучала в новостях лета прошлого года? Ребята посмотрите на изображение, что вы знаете или слышали об этом происшествии.

2.Самый широкий в мире пролив – Дрейка, его ширина – 1000 км. Он разделяет Южную Америку и Антарктиду. Назван в честь ….

3. Самый большой остров  России – Сахалин, он расположен на востоке нашей страны и омывается водами Тихого океана.

4. Самый большой полуостров  России – Таймыр, он расположен на севере нашей страны, омывается морями Северного Ледовитого океан, там обитают самые крупные парнокопытные животные – бизоны.

5. Галапагосские острова расположены на экваторе у западного побережья южной Америки. Сколько здесь необыкновенных животных. Давайте посмотрим удивительный подводный мир.

 

 

ФОРМУЛИРОВКА ВЫВОДОВ [слайд 24-26]  :

  1. Часть мирового океана, в  котором произошла эта история – МОРЕ (определено из таблицы и схемы).
  2. С помощью практической работы с картами атласа определено –  Саргассово море – расположенное в северной части Атлантического океана это море включено в книгу рекордов Гиннеса как самый большой участок спокойной воды. Около 6 млн. кв. км. моря покрыто водорослями саргассум. Такое большое скопление растений видно даже из космоса.

 [слайд 27-28] Ребята, вдруг  на палубе корабля один из матросов нашел «Магический квадрат»! Давайте разгадаем его, выполнив задание №3 в «Дневнике путешественника», какие ключевые слова сегодняшнего урока  там зашифрованы. Необходимо двигаться по горизонтали или вертикали. Я нашла слово…..

[слайд 29] Один из писателей сказал: Представьте ребята, картину вот эту:

                                                     Наш дом – это шар – Голубая планета.

Посмотрите на глобус – почему писатель сказал, что наша планета – Голубая? Так как 75% площади Земли составляет – Мировой океан,  и только 25% - суши!

- Ребята сдайте на проверку свои «Дневники путешественника».

[слайд 30] Ребята посчитайте, сколько рыбок вы поймали? Кто поймал 1 рыбку? Ручки поднимите? Кто 2…. У кого 5 и более рыбок получает сегодня – 5. У кого 3-4 рыбки – 4. НАГРАЖДЕНИЕ МЕДАЛЯМИ!!!

 Домашнее задание: ОТКРЫЛИ ДНЕВНИКИ – ЗАПИСАЛИ Д/З

1.   § - 24 стр.71- 73

2. Сообщение о географических объектах Мирового океана.

[слайд 31] Рефлексия: Какой цели вы достигли?  Что нового узнали? Где бы вы хотели побывать?                                

 

Технические средства обучения:  интерактивная доска.

Методическая литература:

1.Настольная книга учителя географии / Авт.-сост. Н.Н. Петрова, В.И. Сиротин. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2004. – 302с.

2.Датская Е.В., Синицина Е.В., Синицин М.Г. Контрольные и проверочные работы по географии. М.: «Экзамен», 2004. – 78с.

3.География в кроссвордах / Авт.-сост. С.Н. Труднева. – М. Дрофа, 2004. - 80с.

4.География: Занимательные материалы к урокам и внеклассным занятиям в 6-8 классах / сост. Н.А. Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2008. – 155 с.

5.Настольная книга преподавателя / Авт.-сост. И.Н. Кузнецов. Мн.: «Соврем. слово», 2005. – 544 с.

6.Атлас, контурные карты, компьютерные презентации, справочники и справочные материалы, вырезки из журналов, фотографии.

 

Интернет-ресурсы:

  1. www.okeanavt.ru
  2. znaniya-sila.narod.ru
  3.  www.ocean-fcp.ru