Суббота, 27.04.2024, 09:48
Приветствую Вас Гость | RSS

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Программа элективного курса

«Магия камня»                                                             

9 класс

Пояснительная записка

Современная школьная география не предусматривает подробного изучения минералов и горных пород. Этим занимается раздел географии – геология. Геология – в переводе с греческого языка наука о Земле.  Особенность геологии заключается в том, что она изучает состав, строение и историю развития Земли как космического тела и ее наружной оболочки – литосферы.

Прикладное значение геологии состоит в том, что эта наука является теоретической основой для поисков, разведки и разработки всех без исключения месторождений полезных ископаемых. Большое значение имеет геология и в других отраслях народного хозяйства, например, в строительстве, сельском хозяйстве, здравоохранении. Дело в том, что ни одно строительство таких объектов, как электростанции, каналы, плотины, мосты, дороги, нефте- и газопроводы и другие сооружения, не может быть начато без предварительных геологических исследований и заключения о возможности строительства в данных геологических условиях. Развитие сельского хозяйства немыслимо без решения комплекса вопросов, связанных с водоснабжением, мелиорацией, обеспечением минеральными удобрениями, защитой сельхозугодий от эрозии и т.п. Решение всех этих вопросов находится в компетенции специалистов-геологов. Обеспечение лечебных учреждений бальнеологическими средствами (минеральными водами, лечебными грязями, медикаментами минерального происхождения) также невозможно без геологических знаний.                                                          

Основная цель курса: формирование положительной мотивации и познавательного интереса к ключевым предметам со­циально-экономического профиля обуче­ния в старшей школе.

Курс состоит из пяти тем, дающих общее представление о форме и размерах Земли, основных геологических процессах, происходящих в земной коре, а также на поверхности Земли.

В курсе предусмотрена лекционно-семинарская форма работы, самостоятельная работа учащихся с дополнительной литературой, практические занятия с коллекциями минералов и горных пород по формированию элементарных навыков и умений их определения, практические занятия с геологической картой и на местности.

Задачи данного курса:

  • сформировать общее представление о геологии;
  • ознакомить с методами исследования;
  • дать представление об объектах исследования этой науки;
  • развивать умения самостоятельно работать с источниками информации.

Изучение данного курса будет способствовать развитию профессиональной направленности личности школьников.

Планируемые результаты обучения:

Учащиеся должны знать:

  • что изучает геология;
  • определение понятия “геология”, роль геологии в современном мир, методы исследования, связь геологии с другими науками и расчленение ее на отдельные дисциплины, выдающихся деятелей науки;
  •  форму и размеры Земли, состав и строение земной коры;
  • минералы, их происхождение, классификацию;
  • главные породообразующие минералы, классификацию горных пород по их происхождению и применению;
  • геологический возраст Земли, геохронологию;
  • понятия экзогенные, эндогенные геологические процессы, геодинамические процессы, магматизм и основные виды их проявления; значение геологических процессов в жизни планеты

Учащиеся должны уметь:

  • характеризовать влияние природных явлений на формирование Земли;
  • применять полученные знания для объяснения событий, происходящих на поверхности Земли или связанных с ее внутренним строением;
  • объяснять формирование месторождений полезных ископаемых под воздействием геологических процессов;
  • работать с учебной литературой, другими источниками знаний; пользоваться геохронологической таблицей, читать геологическую и тектоническую карту, описывать геологические обнажения;
  • строить разрезы по геологической карте, определять самые распространенные горные породы и минералы, пользуясь определителем.

При проведении занятий предусматри­вается использование как объяснитель­но-иллюстративных, так и активных мето­дов обучения: семинаров, практи­ческих работ, дискуссий.

При проведении занятий планируется использование таких форм контроля, как собеседование, анализ выполнения прак­тических работ, тестовые задания, защита рефератов, анализ учащимися резуль­татов своей работы.

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Введение (1 час)

Геология. Предмет и методы исследования. Связь геологии с другими науками и расчленение ее на отдельные дисциплины.

Тема 1

Общие сведения(4 часа)

 Форма и размеры Земли.

Общие сведения. Земля в мировом пространстве и ее происхождение. Внешние оболочки Земли. Земная кора, ее состав и строение. Физические свойства, строение и состав земной коры.  Минералы, их происхождение, классификация. Главные породообразующие минералы. Горные породы.

Любой натуральный камень – это «горная порода, природное образование, состоящее из отдельных минералов и их ассоциаций». Изучением состава, происхождения и физических свойств горных пород занимается петрография. Согласно ей все породы по происхождению длятся на три основные группы:

 1. Магматические (изверженные) - образовались непосредственно из магмы – расплавленной массы преимущественно силикатного состава, в результате ее охлаждения и застывания. В зависимости от условий застывания различаются глубинные и излившиеся.

Глубинные - возникли в результате постепенного остывания магмы при высоком давлении внутри земной коры. В этих условиях составляющие магмы кристаллизовались, благодаря чему образовались массивные плотные породы с полнокристаллической структурой: граниты, сиениты, лабрадориты и габбро.

Излившиеся - образовались в результате вулканического извержения магмы, которая быстро остывала на поверхности при низкой температуре и давлении. Недостаточно было времени для образования кристаллов, поэтому породы этой группы имеют скрыто или мелко кристаллическую структуру с обилием аморфного стекла с большой пористостью: порфиры, базальты, травертины, вулканические туфы, пеплы и пемзы.

2. Осадочные - называются вторичными, так как образовались в результате разрушения изверженных пород или из продуктов жизнедеятельности растений и животных организмов.

Они могут быть в виде химических осадков, которые образуются в процессе высыхания озер и заливов, когда в осадок выпадают различные соединения. Со временем они превращаются в известняковые туфы, доломит. Общая особенность этих пород – пористость, трещиноватость, растворяемость в воде.

Бывают также обломочные осадочные породы. К ним относятся сцементированные песчаники, брекчии, конгломераты и рыхлые: пески, глины, гравий и щебень. Сцементированные отложения образовались из рыхлых в результате природного скрепления, цементирования. Например, песчаник – из кварцевого песка с известковым цементом, брекчия – из сцементированного щебня, а конгломерат – из гальки.

Еще известны породы органического происхождения, это известняки и мел. Они образуются в результате жизнедеятельности животных организмов и растений.

3. Метаморфические (видоизмененные породы) - образовались путем превращения изверженных и осадочных горных пород в новый вид камня под воздействием высокой температуры, давления и химических процессов.

Среди метаморфических пород различают массивные (зернистые), к ним относятся мрамора и кварциты, а также сланцеватые – гнейсы и сланцы.

Полудрагоценные камни.

К ним относят в основном горные породы, получившие название «декоративно-поделочные камни».

Это яшма, оникс, опал, малахит, лазурит. Встречаются они гораздо реже обычного камня и ценятся больше. Однако облицовывать ими большие участки дорого, поэтому чаще всего этими камнями отделывают небольшие элементы: детали колонн, подоконников, ванных комнат…

Одним из самых распространенных декоративно-поделочных камней считается оникс («ноготь» в переводе с греческого). Ониксы имеют слоистое или радикально-лучистое строение. Цвет их - белый, светло-желтый, желтый, коричневый, темно-бурый, бледно-зеленый. Рисунок полосчатый - чередование полос разных оттенков. Большинство мраморных ониксов просвечиваются, иногда на глубину 30…40 мм. Оникс хорошо обрабатывается режущими и шлифовальными инструментами и принимает полировку высокого качества.

Практическая работа №1 . Определение минералов.

 Практическая работа №2. Определение горных пород.

Тема 2

Эндогенные процессы и экзогенные геологические процессы (1 час)

 Выветривание. Выветривание физическое, химическое. Продукты выветривания. Значение выветривания при формировании и изменении месторождений полезных ископаемых.

 Деятельность текучих вод. Работа рек. Речные террасы. Перенос материала временными потоками. Образование россыпных месторождений. Шлиховое опробование.

 Ледники. Распространение ледников, их геологическая роль. Условия существования ледников, образование фирна и ледникового льда. Типы ледников. Аккумулятивная деятельность ледников. Оледенения в истории Земли. Возможные причины оледенений.

 Подземные воды. Распространение подземных вод и их значение. Физические свойства и химический состав. Классификация подземных вод по типам, химическому составу, степени минерализации. Происхождение, источники. Геологическая деятельность. Изменение физических свойств горных пород под влиянием подземных вод.

 Озера, болота. Геологическая деятельность озер и болот. Озера и их типы. Озерные отложения. Болота , болотные отложения. Ископаемые угли.

Осадки и осадочные горные породы. Общая характеристика осадочных пород. Классификация осадочных пород: обломочные, органогенные, хемогенные. Каустобиолиты.

 Тектонические движения. Колебательные тектонические движения. Складкообразовательные и разрывообразовательные движения.

 Землетрясения. Землетрясения как одно из проявлений тектонических движений. Физическая природа землетрясений. Генетическая классификация землетрясений. Причины землетрясений. Сейсмическое районирование и прогноз землетрясений.

Магматизм.  Вулканы. Морфология вулканов. Продукты извержений. Пирокластические горные породы. Типы вулканов. Распространение вулканов.

Тема 3

Определение времени в геологии (1ч)

Определение времени в геологии и геохронологическая шкала.

Основы метода относительной геохронологии, палеонтологический метод определения возраста горных пород. Стратиграфический метод определения возраста. Основы абсолютной геохронологии. Геохронологическая таблица. Теории возникновения жизни на Земле.

Тема 4

Минералы – талисманы. Амулеты (1ч)

Талисманом называется изображение из камня, металла и так далее, которое, как верили люди, должно принести его обладателю счастье. Исследователи отмечают, что особенно они были популярны в Древнем Вавилоне и Ниневии, в Древнем Египте и у греков и римлян. На юге Европы были более популярны амулеты, а в России традиционно носили ладанки. Понятие амулета, талисмана или оберега возникло в глубокой древности, а сами эти предметы первоначально защищали от сил природы.

Камень как талисман обладает определенным энергетическим влиянием и подбирается по принципу ослабления или усиления определенных черт и свойств характера. То есть раздражительному человеку он должен помочь гасить страсти, а робкому - приобрести уверенность в себе.

Считается, что лучшие талисманы - полученные в дар или перешедшие по наследству. При этом отмечается, что для мужчин наиболее действенны женские камни (то есть холодных тонов и с неярким блеском), и наоборот, для женщин большее влияние оказывают мужские (ярче и теплых тонов).

Как же определить, будет именно этот камень вашим талисманом или нет? Есть два способа. Можно привязать камень к середине наружной стороны левой руки и лечь спать. Если будут сниться кошмары - выбор неудачен, если хорошие сны - камень должен принести счастье, если ничего - он нейтрален. Второй способ - попробуйте ощутить его энергию руками: положите руки ладонями к нему и попробуйте воспринять силу - придет ощущение, ваш он или нет.

Если вы выбираете украшение с камнем, остановитесь на том, что вам очень по сердцу, и помните, что он способен помочь вам только сегодня - завтра все может измениться. Сегодня вам больше по душе зеленые камни - все в порядке, организм в покое и равновесии, но через неделю, возможно, вам захочется красного, оживляющего тело и душу.

Когда камень поможет вам - не забудьте поблагодарить его. Талисманы, принесшие удачу, вполне можно одолжить другу, не бойтесь, что камень больше не сможет помочь вам.

Амулет - это магически заряженный предмет, который защищает его обладателя от отрицательных энергий, несчастий, недугов, стихийных бедствий, преждевременной смерти и приносит удачу. Обычно это специальная вещь, изготовленная очень сложным способом, но вполне подходит и драгоценный камень.

Каждому знаку Зодиака соответствует свой камень:

аметист - для Овна;

агат - для Тельца;

берилл - для Близнецов;

бесцветный бриллиант - для Весов;

бирюза - для Стрельцов;

желтый топаз - для Скорпионов;

изумруд - для Раков;

опал - для Козерогов;

рубин - для Льва;

сапфир - для Водолеев;

яшма  -для Девы;

хризолит - для Рыб

Тема 5

Защита рефератов (1ч)

Примерные темы рефератов

  • Земля в мировом пространстве и ее происхождение.
  • Внутреннее строение Земли и методы его изучения.
  • Тектоника литосферных плит – современная геологическая теория.
  • Островные дуги.
  • Особенности распределения очагов землетрясений на континентах.
  • Геологическая роль океанов и морей.
  • Геологическая деятельность текучих вод.
  • Геологическая деятельность озер и болот.
  • Геологическая деятельность ветра.
  • Геологическая деятельность ледников.
  • Вулканизм на Кавказе.
  • Формирование рудных месторождений полезных ископаемых на Кавказе.
  • Осадочные породы как индикатор развития Земли
  • Эрозионные формы рельефа, останцы.
  • Осадконакопление в океане.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно – тематическое планирование

 

 

Наименование разделов и тем курса

Всего часов

В том числе

 

Форма проведения учебного занятия

лекция

беседа

семинар

Дискуссия

Защита рефератов

Практическая работа

1.

Введение (1ч)

Геология. Предмет и методы исследования.

1

1

-

-

-

-

-

Лекция с элементами беседы

 

2.

Общие сведения  (4ч)

Форма и размеры Земли.

Земная кора, ее состав и строение.

 

1

-

1

-

-

-

-

Беседа, самостоятельная деятельность учащихся с дополнительной литературой.

3.

Минералы, их происхождение, классификация.

1

-

-

-

-

-

1

Практическая работа №1 «Определение минералов».

4.

Главные породообразующие минералы. Горные породы.

 

1

-

-

-

-

-

1

Практическая работа №2 «Определение горных пород».

 

5.

Эндогенные  и экзогенные геологические процессы

Скульпторы и разрушители планеты.

1

-

-

-

1

-

-

Дискуссия «Роль эндогенных и экзогенных процессов в формирование облика Земли».

 

6.

Определение времени в геологии (1ч)

Определение времени в геологии и геохронологическая шкала.

1

-

1

-

-

-

-

Беседа, составление систематизирующей таблицы, работа в группах.

7.

Минералы – талисманы. Амулеты.

1

-

-

1

-

-

-

Семинар «Значение минералов в астрологии».

 8.

Защита рефератов.

 1

-

-

-

-

1

-

Выступление учащихся.

Итого – 8 часов: лекции -   1 ч;   беседа  -  2 ч; семинар – 1 ч; дискуссия – 1 ч; практическая работа – 2 ч; защита рефератов – 1 ч.

                

 

 

 

 

Список литературы для учителя:

  1.  Белгородский Е.А. Профессия: геолог. - М.: «Просвещение», 1994 г. – 143 с.
  2. Защита А.М. Художественная обработка цветного камня:  учебное пособие. 2-е изд. - Томск: Изд-во ТГПУ, 2005. – 252с.
  3. Колисниченко С.М.,  Кузнецова Н.И. Практикум по геологии - Новосибирск.: «АСТРЕЛЬ», 1997 г. – 269 с.
  4. Кузнецова Н.И.,  Пащенко В.К. Геология в вопросах и ответах. - М.: «СОКО», 2003 г. – 218 с.
  5.  Левит А.И. Геология прошлого, настоящего и будущего. - М.: «Просвещение», 1999 г. – 333 с.
  6.  Пащенко В.К., Туник Е.Я., Кузнецова Н.И.,Левит А.И. Воспитание геологией. - М.: «Просвещение», 1995 г. – 113 с.
  7. Пащенко В.К. Роль полезных ископаемых в жизнеобеспечении человека. - М.: «Просвещение», 1994 г. – 243 с.
  8.  Пугачева Е.Е. Основы минералогии и петрографии: учебное пособие для студентов географических специальностей педагогического университета. Томск: Издательство ТГПУ. 2008. - 104 с.

 

Список литературы для учащихся:

1. Авдонин В.Н., Поленов Ю.А. Очерки об уральских минералах. - Екатеринбург: Изд-во УГГГА. 2-е издание, 2004. - 419 с.

2. Бажов П.П. Сказы. – М.: «Советская Россия», 1986. – 131с.

3. Белгородский Е.А.  Профессия: геолог. - М.: «Просвещение», 1994 г. – 143 с.

4. Защита А.М. Художественная обработка цветного камня:  учебное пособие. 2-е изд. - Томск: Изд-во ТГПУ, 2005. – 252с.

5. Кузнецова Н.И. ,  Пащенко В.К. Геология в вопросах и ответах. - М.: «СОКО», 2003 г. – 218 с.