Программа элективного курса «Моя малая Родина»
Пояснительная записка
Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его лучших людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, уважении к традициям своего народа, патриотизма.
Местный край изучается на уроках разных учебных дисциплин, но самое широкое использование краеведческого материала возможно в преподавании географии, истории, литературы.
Главными объектами изучения географии являются природа, хозяйство, люди.
Придание географии своей области статуса специального курса резко увеличивает его значение в образовании, воспитании и развитии учащихся.
Современная идеология образования ориентирована на развитие личности учащихся, на оказание помощи каждому выпускнику школы в выборе жизненного пути, следовательно, необходимы развернутые знания о природных и экономических условиях своей жизни, особенностях развития производства на основе рыночных отношений т.к. каждому жителю определенной части страны небезразлично знание благоприятных и неблагоприятных сторон окружающей природной среды, уровня развития инфраструктуры, экономического окружения, наличия учебно-профессиональных заведений и их специализации, возможности получить привлекательную профессию, определить место отдыха и т.д.
Элективный курс «Моя малая Родина» призван удовлетворить эти социальные потребности. Элективный курс географии своей области имеет подлинно страноведческий характер.
Комплексный характер курса предполагает существенные изменения в его содержании и в организации учебного процесса.
Программа по географии своей области включает изучение ряда проблем — экологических, экономических и социальных.
Новые подходы намечены в блоке "Население и его культура". До сих пор в характеристике населения чаще всего преобладали демографические элементы. Проект образовательного стандарта предусматривает ознакомление школьников с рядом вопросов географии культуры.
Программа включает изучение как экономических функций городов, так и их культурное лицо. Намеченный в программе подход увеличивает "культуроемкость" географического материала.
Интерес к географии своей области в значительной мере можно развить за счет внимания к экологическим проблемам. Для решения этой задачи в содержании элективного курса "Моя малая Родина" много возможностей.
Программа предусматривает комплексную характеристику своего административного района и подведение итогов изучения географии области.
Предлагаемые в программе задания для практических работ предусматривают собственную оценку полученных результатов учебной деятельности.
Изучение элективного курса «Моя малая Родина» направлено на достижение следующих целей:
Главная цель данного курса — формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства нашей области, о месте Томской области в России и современном мире; воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения истории и культуры своей родины и населяющих ее народов, выработка умений и навыков адаптации и социально-ответственного поведения в областном и российском пространстве; развитие географического мышления.
Цели: - расширение и обобщение знаний по географии Томской области;
- гуманизация географического знания через восприятие территории как места жизни и деятельности человека, среды обитания и факторов ее изменения;
- экологизация географического знания через наблюдение и
описание своей территории, воздействие человека как
антропогенного фактора;
- продолжение развития интереса к истории и географии своего
города, села, района.
- освоение знаний о географических особенностях природы, населения и хозяйства Томской области; о географическом разнообразии и целостности области; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
- применение географических знаний и умений в повседневной
жизни для сохранения окружающей среды Томской области и
социально-ответственного поведения в ней; адаптация к условиям
проживания на территории области; самостоятельному оцениванию
уровня безопасности окружающей среды как сферы
жизнедеятельности.
- овладение умениями ориентироваться на территории Томской области, использовать географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных процессов и явлений.
Таким образом, можно выделить следующие основные задачи курса:
- обосновать важность овладения учащимися знаниями по географии родного края;
- дать представление об особенностях природы, населения и хозяйства своей области;
- активизировать, т.е. повысить познавательный интерес посредством изучения краеведческого материала, который является одним из источников возбуждения познавательного интереса учащихся и также способствует осознанному пониманию причинно-следственных связей в природных и экономических явлениях и процессах;
- организовать наблюдения за природными и социально-экономическими явлениями родного края и использование добытых учащимися краеведческих знаний в учебной и воспитательной работе, а также организация учебных и внепрограммных экскурсий, походов по родному краю, близких и дальних путешествий, тематических экспедиций, вечеров встреч, олимпиад, конференций и других работ краеведческого содержания;
- привить навыки самостоятельной работы со справочной, научной литературой, статистическими и картографическими материалами, другими источниками, т.е. развитию навыков самостоятельного получения знаний и информации;
- сформировать навыки проектно-исследовательской деятельности учащихся на решение географических задач краеведческого содержания;
- продолжить работу над эстетическим и патриотическим воспитанием школьников.
Планируемый результат
В результате изучения элективного курса «Моя малая родина» ученик должен:
Оценка подготовленности учащихся будет (должна) осуществляться на основе материалов, отражающих результаты их деятельности по применению усвоенного содержания по заданиям-измерителям. Такая форма контроля предполагает, что развитие личности учащегося осуществляется при условии действенной направленности процесса обучения. При этом по каждой группе единиц усвоения учащиеся должны овладевать соответствующими или специфическими приемами и способами самостоятельной деятельности.
Учитывая значимость объекта, явления, сложности содержания и возможности учащихся требования разнесены по усложняющимся уровням.
Уровни выражены через действия, которые учащиеся должны осуществить для оценки их подготовленности.
Каждый следующий уровень действий сложнее предыдущего и «поглощает» его. В целом реализуется линия на возрастающий уровень продуктивности деятельности учащихся.
В рамках указанных действий учащиеся продолжают овладевать организационными, психомоторными, интеллектуальными и оценочными умениями, носящими общеучебный характер. Среди них умения: наблюдать, задавать вопросы и высказываться, распознавать различия, анализировать и интерпретировать данные наблюдений, планировать работу, выполнять инструкции, классифицировать информацию.
В силу их общеучебного характера эти умения в данном стандарте специально не выделяются.
- Называть и(или) показывать:
Требование, обобщенно звучащее как «Называть и (или) показывать», предполагает воспроизведение учащимися информации, правильное следование инструкциям узнавания объектов, приведение примеров и т.д.
- предмет изучения географии Томской области;
- основные средства и методы получения географической
информации;
- соседние с Томской областью субъекты Российской Федерации;
- особенности географического положения, размеры территории, протяженность границ Томской области;
- города на территории области;
- основные тектонические структуры земной коры, причины нарастающей сейсмической активности;
- климатообразующие факторы, преобладающие воздушные массы, характерные погоды по сезонам года, типы климата;
- особенности погоды в циклонах и антициклонах;
- положение полуденного Солнца над горизонтом в дни равноденствий и
солнцестояний;
- распределение рек по территории Томской области. Источники питания рек, основные части реки и речной долины;
- примеры озер, происхождение котловин озер;
- типы почв, их главные свойства, примеры мелиорации;
- основные виды природных ресурсов и примеры их
рационального и нерационального использования;
- источники и виды загрязнений окружающей среды;
- меры по охране рек;
- меры по охране атмосферы;
- народы, наиболее распространенные языки, религии;
- районы, подверженные воздействию стихийных природных
явлений (засухи, наводнения, землетрясения и т.д.);
- отрасли народного хозяйства;
- примеры рационального и нерационального размещения производства;
- простейшие приемы подготовки и презентации рефератов, докладов, эссе и т.п.
- особенности природы, населения, хозяйства отдельных районов, различия в уровнях их социально-экономического развития;
- памятники природы и культуры;
- причины изменения природных и хозяйственных комплексов;
- причины географических явлений на основе применения понятий: «геологическое летоисчисление», «циклон», «антициклон», «солнечная радиация», «испарение», испаряемость», «мелиорация», «трудовые ресурсы», «концентрация», «специализация», «кооперирование», «комбинирование», «топливно-энергетический баланс», «интенсивный» и «экстенсивный» пути развития хозяйства, «географическое положение», «природные ресурсы», «экологический кризис».
- Определять (измерять):
Требование «Определять и (или) измерять» объединяет умения наблюдать за знакомыми и незнакомыми явлениями, «считывать» географическую информацию, распознавать простейшие различия в объектах и между ними, пользоваться картой и иными источниками информации.
- годовую амплитуду температур по статистическим данным;
- по карте географические координаты, направления, расстояния;
- по различным источникам информации - общие тенденции развития объектов и явлений: изменение отдельных показателей во времени и пространстве, средние показатели;
- принадлежность объектов природы к исчерпаемым, неисчерпаемым, возобновимым или невозобновимым видам природных ресурсов;
- рациональность или нерациональность примеров использования: почвенных ресурсов, биологических ресурсов, водных ресурсов;
- температуру, влажность воздуха, атмосферное давление, направление и силу ветра, степень облачности при помощи метеоприборов;
- карты, необходимые для решения определенной задачи и получения необходимой информации;
- Описывать:
Требование «Описывать, фиксировать, составлять» включает изложение результатов наблюдений учащимися, распознавание и фиксацию простейших изменений в объектах и явлениях, происходящих во времени и пространстве, вычленение отдельных признаков, важных для целей описания, подбор средств фиксации, подходящих для оформления полученных результатов (карт, схем, диаграмм, таблиц), построение связного рассказа (отчета) о проведенной работе.
- географическое положение объектов;
- элементы ландшафта своей местности: рельеф, климат, почвы;
- растительность;
- животный мир;
- географическую специфику области;
- образ природного объекта (по выбору учащегося);
- реку;
- озеро;
- Объяснять:
Требование «Объяснять» объединяет систематизацию и классификацию, установление связей между различными факторами и явлениями, обобщение нескольких групп данных для выявления закономерностей, ведущих и подчиненных факторов, интерпретации географической информации.
- особенности рельефа территорий, связанные с деятельностью: ветра, поверхностных текучих вод, древнего оледенения, составом горных пород;
- сочетания полезных ископаемых
- различия в климате территорий;
- особенности питания и режима рек;
- различия в почвенном плодородии территорий, связанные с: особенностями растительного покрова, сочетания тепла и влаги;
- различия растительного и животного мира территорий (районов);
- различия в естественном приросте населения в районах области;
- направления миграций;
- различия в степени заселенности отдельных территорий, связанные с причинами: экономическими, историческими, природными;
- различия в национальном составе населения;
- особенности специализации районов области;
- особенности территориальной структуры хозяйства отдельных районов;
- особенности экологических ситуаций отдельных районов;
- различия в уровнях экономического развития отдельных районов;
- свойства основных воздушных масс, формирующих климат области;
- особенности размещения основных отраслей промышленности и сельского хозяйства;
5. Оценивать и прогнозировать:
Требование «Прогнозировать» предусматривает умения формулировать гипотезу, ставить вопросы и высказывать предположения типа «Как?», «Почему?», «Что будет, если?», предвидеть развитие объектов, тенденций и состояний, конструировать, планировать исследование и т. д.
-природно-ресурсный потенциал Томской области;
-экологическую ситуацию в Томской области;
-изменения природных объектов: рек, озер, болот, подземных вод, климата и микроклимата отдельных территорий, почвенного плодородия, растительного и животного мира, ландшафтов и социально-экономических объектов под воздействием природных и антропогенных факторов;
-изменения атмосферного давления и направления и силы ветра;
-тенденции изменения в численности населения;
-тенденции изменения соотношения городского и сельского населения, развитие системы городских поселений;
-тенденции изменения возрастного состава населения по данным об изменении прироста численности населения;
-тенденции развития экологических проблем своей местности;
Программа элективного курса «Моя малая Родина»
8 часов
Введение 1 час
Томская земля - часть России. Указ об образовании Томской области. Что изучает география Томской области. Роль географических знаний в комплексном изучении родного края.
Раздел 1. Природные условия и ресурсы
Тема 1. Географическое положение; размеры территории;
административное деление Томской области. 1 час
Положение области на карте России, Западной Сибири. Удаленность от океанов и влияние такого положения на ПК Томской области. Размеры территории. Площадь территории области в сравнении с размерами других субъектов РФ и государств мира. Широта и долгота крайних точек области, протяженность территории с запада на восток и с севера на юг. Ее положение в умеренном климатическом поясе, в природных зонах тайги и лесостепи. Административное деление и состав территории.
Практическая работа №1. Составление опорного конспекта на контурной
карте: нанесение на карту границ Томской и
соседних субъектов.
Нанесение границ районов области и их
административных центров.
Требования к знаниям и умениям
Учащиеся должны знать: особенности географического положения области.
Учащиеся должны уметь: показывать на карте границы Томской области, границы, названия административных районов и их центры, площадь территории, координаты крайних точек.
Тема 2. История освоения и изучения Томской области. 1 час
Томская область в древние века. Первые поселения на томской земле. Этапы в истории заселения и хозяйственного освоения. Завоевание и освоение территории Томской области русскими в 16-17 веках. Описание природы в дневниках Н. Спафария во время его
путешествия по Великому водному пути (в пределах Томской области- по Оби и Кети). «Чертежная книга Сибири» С.У. Ремезова. Исследования в 18 веке: Д.Г. Мессершмидта, Г.Ф. Миллера, И.Г. Гмелина, И.А. Фалька. Изучение природы в 19 веке: изыскательские работы при проектировании Обь-Енисейского канала; краеведческие работы Н.А. Кострова. Исследование природы нашего края в 20 веке учеными Томского госуниверситета.
Экскурсия в краеведческий музей
Требования к знаниям и умениям
Учащиеся должны знать: основные сведения из истории заселения и хозяйственного освоения территории края, примеры современных
географических исследований и наблюдений территории области, основные источники знаний о своем крае.
Учащиеся должны уметь: определять по картам физико-и-экономико географическое положение области.
Тема 3. Рельеф и минеральные ресурсы. 1 час
Основные орографические единицы: наклонные равнины и Обь-Тымская низменность. Влияние на рельеф процессов рельефообразования: эрозионной и аккумулятивной деятельности рек; плоскостного смыва почв; оврагообразования; оползней, обвалов; мерзлотных процессов; болотообразования. Влияние человеческой деятельности на процессы рельефообразования и наоборот. Ложбины древнего стока - уникальные формы рельефа. Геологическое прошлое Томской области. Ее положение на юго-востоке Западно-Сибирской эпигерцинской плиты. Геологическое строение территории. Минеральные ресурсы и их связь со строением и историей развития территории.
Практическая работа: 1. Нанесение на контурную карту основных форм рельефа, месторождений полезных ископаемых.
Экскурсия на место обнажения рельефа на правом берегу реки
Требования к знаниям и умениям
Учащиеся должны знать: особенности геологического строения, особенности размещения форм рельефа. Влияние антропогенных процессов на формирование рельефа области.
Учащиеся должны уметь: анализировать карты Томской области для характеристики геологического строения, рельефа, полезных ископаемых и их месторождений; оценивать влияние человека на формирование рельефа области
Тема 4. Климат и внутренние воды. 1 час
Характерные особенности климата Томской области. Влияние на него географического положения, рельефа, циркуляции атмосферы (западного переноса, циклональной деятельности, Сибирского антициклона). Влияние климата на хозяйство области. Агроклиматические ресурсы. Погода и причины ее изменений. Преобладающие типы погод.
Поверхностные воды Томской области: реки, озера, болота. Режим рек и их питание. Подземные воды. Водные ресурсы нашей области. Территории бассейнов рек Томь, Васюган, Кеть и др. Режим рек. Меры по охране поверхностных вод, использование в хозяйстве вод рек и озер. Подземные воды и их хозяйственное использование.
Требования к знаниям и умениям
Учащиеся должны знать: климатические показатели области; преобладающие типы погод; крупные и малые реки, озера Томской области, режим рек и хозяйственное использование вод в Томской области, описывать воды своей местности.
Учащиеся должны уметь: проводить наблюдения за погодой; пользоваться
оборудованием географической площадки для наблюдений за погодой; анализировать климатические карты Томской области и составлять диаграммы типов погод. Показывать на карте основные водные артерии Томской области.
Тема 5. Растительный и животный мир. 1 час
Факторы, определяющие особенности растительного покрова Томской области: континентальность климата; равнинность территории; рыхлые осадочные породы, слагающие поверхность. Особенности растительного покрова: зональность (положение области в зоне тайги и лесостепи); распространение болот; широкое развитие пойм со своеобразной растительностью. Растительные сообщества: лесные, болотные, луговые. Особенности животного мира. Влияние на его формирование открытости территории для проникновения европейских, восточно-сибирских, центрально-азиатских, арктических видов животных. Характеристика животного мира лесов, болот и пойменных лугов, водоемов и побережий, полей и суходольных лугов. Хозяйственное использование ресурсов животного мира. Редкие и исчезающие виды.
Использование растительных ресурсов человеком. Редкие и исчезающие виды растений Томской области.
Требования к знаниям и умениям
Учащиеся должны знать: разнообразие и распространение растений и животных на территории Томской области
Учащиеся должны уметь: устанавливать взаимосвязи между компонентами природы и описывать эти взаимосвязи.
Раздел 2. Население и трудовые ресурсы Томской области. Города.
2 часа
Тема 6. Население и трудовые ресурсы Томской области. 1 час
Демографическая ситуация в области. Естественное движение населения. Численность населения и ее динамика, размещение и плотность населения. Трудовые ресурсы Томской области. Образовательный уровень населения. Национальный и религиозный состав, основные этнические группы. Миграционные процессы. Экологическая культура. Городское и сельское население. Процессы урбанизации. Города Томской области, их культурно-историческая специализация.
Практические работы:
1. Анализ таблиц и составление графиков динамики численности населения Томской области.
- Определение по картам плотности и особенностей размещения населения по территории своей области.
Требования к знаниям и умениям
Учащиеся должны знать: Численность населения на территории Томской области, административных районов области и городов; особенности размещения городского и сельского населения, благоприятные и неблагоприятные условия демографической ситуации.
Учащиеся должны уметь: анализировать таблицы и графики динамики численности населения Томской области и сопоставлять их с динамикой численности населения России, других регионов; устанавливать зависимость природных условий и культурно- исторических навыков населения и плотности населения.
Тема 7. Города и сельские поселения Томской области. 1 час
Томск - культурно – исторический и научно – промышленный центр области. Культура и архитектура города. Образовательные и научные учреждения города. Экологическая ситуация и проблемы города. Другие города Томской области.
Экскурсии: 1. Выставки краеведческого и художественного музея.
- К памятникам архитектуры.
Требования к знаниям и умениям
Учащиеся должны знать: этнографию и исторические особенности Томска и др. городов области, культурно – исторические и художественные достопримечательности города и экологическую ситуацию.
Учащиеся должны уметь: выделять историко – географические особенности города, ориентироваться по плану города; оценивать экологическую обстановку в городе и в своем районе
Обобщение по элективному курсу «Моя малая родина» 1 час
Поурочно – тематическое планирование курса «Моя малая Родина»
8 часов
№ урока |
Тема урока
|
Форма занятия |
Кол-во часов |
|||
Раздел 1. Природные условия и ресурсы. Введение. Что изучают в курсе «Моя малая Родина» 1 час |
||||||
1 |
Этапы формирования территории Томской области. Источники географических знаний. |
Лекция с элементами беседы |
1 |
|||
Тема 1. «Географическое положение» 1 час
|
||||||
2 |
Положение области на картах Западной Сибири, РФ. Практическая работа: нанесение на карту границ Томской области и соседних субъектов. Нанесение границ районов области и их административных центров. |
Лекция, практическая работа |
1 |
|||
Тема 2. История изучения территории Томской области. 1 час
|
||||||
3 |
Исследование территории в 17-20 веках. |
Лекция |
1 |
|||
Тема 3. Рельеф и минеральные ресурсы 1 час
|
||||||
4 |
Рельеф и минеральные ресурсы |
Лекция с элементами практической работы |
1 |
|||
Тема 4. Климат и внутренние воды 1 час
|
||||||
5 |
Климат и внутренние воды |
Лекция |
1 |
|||
Раздел 2 Население и трудовые ресурсы Томской области 2 часа Тема 6. Население и трудовые ресурсы Томской области |
||||||
6 |
Население Томской области Практические работы: анализ таблиц и составление графиков динамики численности населения Томской области. Определение по картам плотности и особенностей размещения населения по территории своей области. Особенности размещения городского и сельского населения.
|
Лекция, практические работы |
1 |
|||
Тема 7. Города и сельские поселения Томской области. 1 час |
||||||
7 |
Томск - культурно – исторический и научно – промышленный центр области. Культура и архитектура города. Образовательные и научные учреждения города. Экологическая ситуация и проблемы города. Уровень урбанизации. Сельские поселения Томской области. |
Лекция с элементами беседы и исследовательской деятельности |
1 |
|||
8 |
Обобщение
|
Урок-викторина |
1 |
|||
Все экскурсии выполняются во внеурочное время