Суббота, 27.04.2024, 16:12
Приветствую Вас Гость | RSS

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Программа элективного  курса «Моя малая Родина»

Пояснительная  записка

Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения свя­зана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его лучших людях, тем более дейст­венными окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, ува­жении к традициям своего народа, патриотизма.

Местный край изучается на уроках разных учебных дисциплин, но самое широкое использование краеведческого материала возможно в преподавании географии, истории, литературы.

Главными объектами изучения гео­графии являются природа, хозяйство, люди.

Придание географии своей области ста­туса специального курса резко увеличива­ет его значение в образовании, воспитании и развитии учащихся.

Современная идеология образования ориентирована на развитие личности уча­щихся, на оказание помощи каждому вы­пускнику школы в выборе жизненного пути, следовательно, необходимы развернутые знания о при­родных и экономических условиях своей жизни, особенностях развития производ­ства на основе рыночных отношений т.к. каждому жителю определенной части страны небезразлично знание бла­гоприятных и неблагоприятных сторон окружающей природной среды, уровня развития инфраструктуры, экономическо­го окружения, наличия учебно-професси­ональных заведений и их специализации, возможности получить привлекательную профессию, определить место отдыха и т.д.

Элективный  курс  «Моя малая Родина» призван удовлетворить эти социальные потребно­сти. Элективный курс географии своей области имеет подлинно страноведческий характер.

Комплексный характер курса предпола­гает существенные изменения в его содержании и в организации учебного процес­са.

Программа по географии своей области включает изу­чение ряда проблем — экологических, экономических и социальных.

Новые подходы намечены в блоке "На­селение и его культура". До сих пор в ха­рактеристике населения чаще всего преоб­ладали демографические элементы. Проект образовательного стандарта пре­дусматривает ознакомление школьников с рядом вопросов географии культуры.

Программа включает изу­чение как экономических функций городов, так и их культур­ное лицо. Намеченный в программе подход увели­чивает "культуроемкость" географическо­го материала.

Интерес к географии своей области в значительной мере можно развить за счет внимания к экологическим проблемам. Для реше­ния этой задачи в содержании элективного курса "Моя малая Родина" много возможнос­тей.

Программа предусматривает комплекс­ную характеристику своего администра­тивного района и подведение итогов изу­чения географии области.

Пред­лагаемые в программе задания для прак­тических работ предусматривают соб­ственную оценку полученных результатов учебной деятельности.

Изучение элективного курса «Моя малая Родина» направлено на достижение следующих целей:

                  Главная цель данного курса — формирование целостного пред­ставления об особенностях природы, населения, хозяйства нашей области, о месте Томской  области в  России  и современном мире; воспитание граж­данственности и патриотизма учащихся, уважения истории и куль­туры своей родины и населяющих ее народов, выработка умений и навыков адаптации и социально-ответственного поведения в  областном  и  рос­сийском пространстве; развитие географического мышления.

Цели:  - расширение и обобщение знаний по географии Томской области;

  • гуманизация географического знания через восприятие территории   как    места жизни и деятельности человека, среды  обитания и факторов ее    изменения;
  • экологизация географического знания через наблюдение и  

      описание своей   территории, воздействие человека как

      антропогенного  фактора;

  • продолжение развития интереса к истории и  географии своего

     города, села,          района.

  • освоение знаний о географических особенностях природы, населения и хозяйства Томской области; о географическом разнообразии и целостности   области; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального         использования;
  • применение географических знаний и умений в повседневной

     жизни для  сохранения окружающей среды Томской области и  

     социально-ответственного   поведения в ней; адаптация к условиям

    проживания на территории области;  самостоятельному оцениванию  

    уровня безопасности окружающей среды как сферы

    жизнедеятельности.

     - овладение умениями ориентироваться на территории Томской области,      использовать географическую карту, статистические материалы, современные   геоинформационные технологии для поиска, применять географические знания  для объяснения и оценки разнообразных процессов и явлений.

Таким образом, можно выделить следующие основные задачи курса:

  • обосновать важность овладения учащимися знаниями по географии родного края;
  • дать представление об особенностях природы, населения и хозяйства своей области;
  • активизировать, т.е. повысить познавательный интерес посредством изучения краеведческого материала, который является одним из источников возбуждения познавательного интереса учащихся и также  способствует осознанному пониманию причинно-следственных связей в природных и экономических явлениях и процессах;
  • организовать наблюдения за природными и социально-экономическими явлениями родного края и использование добытых учащимися краеведческих знаний в учебной и воспитательной работе, а также организация учебных и внепрограммных экскурсий, походов по родному краю, близких и дальних путешествий, тематических экспедиций, вечеров встреч, олимпиад, конференций и других работ краеведческого содержания;
  •    привить навыки самостоятельной работы со справочной, научной литературой, статистическими и картографическими материалами, другими источниками, т.е. развитию навыков самостоятельного получения знаний и информации;
  •   сформировать навыки проектно-исследовательской деятельности учащихся на решение географических задач краеведческого содержания;
  • продолжить работу над эстетическим и патриотическим воспитанием школьников.

 

Планируемый результат

         В результате изучения элективного курса «Моя малая родина»  ученик должен:        

Оценка подготовленности учащихся будет (должна) осуществляться на основе материалов, отражающих результаты их деятельности по применению усвоенного содержания по заданиям-измерителям. Такая форма контроля предполагает, что развитие личности учащегося осуществляется при условии действенной направленности процесса обучения. При этом по каждой группе единиц усвоения учащиеся должны овладевать соответствующими или специфическими приемами и способами самостоятельной деятельности.

Учитывая значимость объекта, явления, сложности содержания и возможности учащихся требования разнесены по усложняющимся уровням.

 Уровни выражены через действия, которые учащиеся должны осуществить для оценки их подготовленности.

Каждый следующий уровень действий сложнее предыдущего и «поглощает» его. В целом реализуется линия на возрастающий уровень продуктивности деятельности учащихся.

 В рамках указанных действий учащиеся продолжают овладевать организационными, психомоторными, интеллектуальными и оценочными умениями, носящими общеучебный характер. Среди них умения: наблюдать, задавать вопросы и высказываться, распознавать различия, анализировать и интерпретировать данные наблюдений, планировать работу, выполнять инструкции, классифицировать информацию.

В силу их общеучебного характера эти умения в данном стандарте специально не выделяются.

  1. Называть и(или) показывать:

Требование, обобщенно звучащее как «Называть и (или) показывать», предполагает воспроизведение учащимися информации, правильное следование инструкциям узнавания объектов, приведение примеров и т.д.

  •  предмет изучения географии Томской  области;

                 - основные средства и методы получения географической
                        информации;

  • соседние  с  Томской  областью субъекты Российской Федерации;
  • особенности географического положения, размеры терри­тории,  протяженность границ  Томской  области;
  • города на территории области;
  • основные тектонические  структуры  земной коры,  причины нарастающей      сейсмической активности;
  • климатообразующие факторы, преобладающие воздушные массы, характерные погоды по сезонам года, типы климата;
  • особенности погоды в циклонах и антициклонах;
  • положение полуденного Солнца над горизонтом в дни равноденствий и

                       солнцестояний;

  • распределение рек  по  территории  Томской  области. Источники питания рек, основные части реки и речной долины;
  • примеры озер, происхождение котловин озер;
  •  типы почв, их главные свойства, примеры ме­лиорации;   
  • основные виды природных ресурсов и примеры их

     раци­онального и                 нерационального использования;

  • источники и виды загрязнений окружающей среды;
  • меры по охране рек;
  • меры по охране атмосферы;

              -    народы, наиболее распространенные языки, религии;

              - районы, подверженные воздействию стихийных природных
                        явлений (засухи, наводнения,  землетрясения и т.д.);

  • отрасли народного хозяйства;
  • примеры рационального и нерационального размещения производства;
  • простейшие приемы подготовки и презента­ции рефератов, докладов, эссе и т.п.
  • особенности природы, населения, хозяйства отдельных рай­онов, различия в      уровнях их социально-экономического развития;
  • памятники природы и культуры;
  • причины изменения природных и хозяйственных комплек­сов;
  • причины географических явлений на основе применения понятий: «геологическое летоисчисление», «циклон», «антициклон», «солнечная радиация», «испарение»,  испаряемость», «мелиорация», «трудовые ресурсы», «концентрация», «специализация», «кооперирование», «комбинирование», «топлив­но-энергетический баланс», «интенсивный» и «экстенсивный» пути развития хозяйства, «географическое положение», «природные ресурсы», «экологический кризис».
  1. Определять (измерять):

Требование «Определять и (или) измерять» объединяет умения наблюдать за знакомыми и незнакомыми явлениями, «считывать» географическую информацию, распознавать простейшие различия в объектах и между ними, пользоваться картой и иными источниками информации.

  • годовую амплитуду температур по статистическим данным;
  • по карте географические координаты, направления, расстояния;
  • по различным источникам информации  - общие тенденции развития объектов и явлений: изменение отдельных показателей во времени и пространстве, средние показатели;
  • принадлежность объектов природы к исчерпаемым, неисчерпаемым, возобновимым или невозобновимым видам природных ресурсов;
  • рациональность или нерациональность примеров использования: почвенных ресурсов, биологических ресурсов, водных ресурсов;
  • температуру, влажность воздуха, атмосферное давление, направление и силу ветра, степень облачности при помощи метеоприборов;
  • карты, необходимые для решения определенной задачи и получения необходимой информации;
  1. Описывать:

Требование «Описывать, фиксировать, составлять» включает изложение результатов наблюдений учащимися, распознавание и фиксацию простейших изменений в объектах и явлениях, происходящих во времени и пространстве, вычленение отдельных признаков, важных для целей описания, подбор средств фиксации, подходящих для оформления полученных результатов (карт, схем, диаграмм, таблиц), построение связного рассказа (отчета) о проведенной работе.

- географическое положение объектов;

- элементы ландшафта своей местности: рельеф, климат, почвы;

- растительность;

- животный мир;

- географическую специфику области;

- образ природного объекта (по выбору учащегося);

- реку;

 - озеро;

  1. Объяснять:

Требование «Объяснять» объединяет систематизацию и классификацию, установление связей между различными факторами и явлениями, обобщение нескольких групп данных для выявления закономерностей, ведущих и подчиненных факторов, интерпретации географической информации.

- особенности рельефа территорий, связанные с деятельностью: ветра, поверхностных  текучих вод, древнего оледенения, составом горных пород;

- сочетания полезных ископаемых

- различия в климате территорий;

- особенности питания и режима рек;

- различия в почвенном плодородии территорий, связанные с: особенностями растительного покрова, сочетания тепла и влаги;

- различия растительного и животного мира территорий (районов);

- различия в естественном приросте населения в районах области;

- направления миграций;

- различия в степени заселенности отдельных территорий, связанные с причинами: экономическими, историческими, природными;

- различия в национальном составе населения;

- особенности специализации районов области;

- особенности территориальной структуры хозяйства отдельных районов;

- особенности экологических ситуаций отдельных районов; 

- различия в уровнях экономического развития отдельных районов;

- свойства основных воздушных масс, формирующих климат области;

- особенности размещения основных отраслей промышленности и сельского хозяйства;

5. Оценивать и прогнозировать:

Требование «Прогнозировать» предусматривает умения формулировать гипотезу, ставить вопросы и высказывать предположения типа «Как?», «Почему?», «Что будет, если?», предвидеть развитие объектов, тенденций и состояний, конструировать, планировать исследование и т. д.

-природно-ресурсный потенциал Томской  области;

-экологическую ситуацию в Томской  области;

-изменения природных объектов: рек, озер, болот, подземных вод, климата и микроклимата отдельных территорий, почвенного плодородия, растительного и животного мира, ландшафтов и социально-экономических объектов под воздействием природных и антропогенных факторов;

-изменения атмосферного давления и направления и силы ветра;

-тенденции изменения в численности населения;

-тенденции изменения соотношения городского и сельского населения, развитие системы городских поселений;

-тенденции изменения возрастного состава населения по данным об изменении прироста численности населения;

-тенденции развития экологических проблем своей местности;

 

 

Программа  элективного курса  «Моя малая Родина»

8   часов

Введение  1 час

 

Томская  земля - часть России. Указ  об образовании  Томской  области.  Что  изучает  география  Томской области. Роль географических знаний в комплексном изучении родного  края.

Раздел 1. Природные условия и ресурсы

Тема  1.  Географическое  положение;  размеры  территории;

административное  деление  Томской  области.   1 час

     Положение  области  на  карте  России,  Западной  Сибири. Удаленность  от  океанов  и влияние  такого  положения  на  ПК Томской  области.  Размеры  территории.  Площадь  территории  области  в  сравнении  с размерами  других субъектов РФ и государств мира. Широта и долгота крайних точек области, протяженность  территории  с  запада на восток и  с севера на юг. Ее  положение в  умеренном  климатическом  поясе,  в  природных  зонах  тайги  и  лесостепи.  Административное  деление  и  состав  территории.

 

Практическая  работа  №1.  Составление опорного конспекта на контурной

                                                    карте:  нанесение на карту границ Томской и

                                                    соседних субъектов.

                                                    Нанесение границ районов области и их 

                                                    административных центров.

 

Требования  к знаниям и умениям

 

Учащиеся должны знать: особенности географического положения области.

 

Учащиеся должны уметь: показывать на карте границы Томской области, границы,   названия административных районов и их центры,  площадь  территории, координаты крайних точек.

 

Тема  2.  История  освоения  и  изучения    Томской  области.    1  час

     Томская  область  в  древние  века.  Первые поселения на томской земле. Этапы в истории  заселения и хозяйственного освоения. Завоевание  и  освоение  территории  Томской  области  русскими  в  16-17  веках.  Описание  природы  в  дневниках  Н. Спафария  во  время  его

путешествия  по  Великому  водному  пути (в  пределах  Томской  области-  по  Оби  и  Кети).  «Чертежная  книга  Сибири»  С.У. Ремезова.  Исследования  в  18  веке: Д.Г. Мессершмидта,  Г.Ф. Миллера,  И.Г. Гмелина,  И.А. Фалька.  Изучение  природы  в  19  веке:  изыскательские  работы  при  проектировании  Обь-Енисейского  канала;  краеведческие  работы  Н.А. Кострова.  Исследование  природы  нашего  края  в  20  веке  учеными  Томского  госуниверситета.

Экскурсия в краеведческий музей

Требования  к знаниям и умениям

 

Учащиеся должны знать: основные сведения из истории заселения и хозяйственного освоения территории края, примеры современных

географических исследований и наблюдений территории области, основные источники знаний о своем крае.

Учащиеся должны уметь: определять по картам физико-и-экономико  географическое положение области.

 

Тема  3.  Рельеф и  минеральные  ресурсы.        1 час

     Основные  орографические  единицы:  наклонные  равнины  и  Обь-Тымская  низменность.  Влияние  на  рельеф  процессов  рельефообразования:  эрозионной  и  аккумулятивной  деятельности  рек;  плоскостного  смыва  почв;  оврагообразования;  оползней,  обвалов; мерзлотных  процессов;  болотообразования.  Влияние  человеческой  деятельности  на  процессы  рельефообразования  и  наоборот.  Ложбины  древнего  стока -  уникальные  формы рельефа.  Геологическое  прошлое  Томской  области.  Ее  положение  на  юго-востоке  Западно-Сибирской  эпигерцинской  плиты.  Геологическое  строение  территории.  Минеральные  ресурсы  и  их  связь  со  строением  и  историей  развития  территории.

 

Практическая  работа: 1.  Нанесение на контурную карту основных  форм рельефа,  месторождений полезных ископаемых. 

 

Экскурсия на место обнажения рельефа на правом берегу реки

 

Требования  к знаниям и умениям

 

Учащиеся должны знать: особенности геологического строения, особенности размещения форм рельефа. Влияние антропогенных процессов на формирование рельефа области.

 

Учащиеся должны уметь:  анализировать карты Томской области для характеристики геологического строения, рельефа, полезных ископаемых и их месторождений; оценивать влияние человека на формирование рельефа области

 

Тема  4.  Климат и внутренние воды. 1 час

     Характерные  особенности  климата  Томской  области.  Влияние  на  него  географического  положения,  рельефа,  циркуляции  атмосферы (западного  переноса,  циклональной деятельности,  Сибирского  антициклона).  Влияние  климата  на  хозяйство  области. Агроклиматические  ресурсы. Погода и причины ее изменений.  Преобладающие типы погод.

     Поверхностные  воды  Томской  области:  реки,  озера,  болота. Режим  рек  и  их  питание.  Подземные  воды.  Водные  ресурсы  нашей  области. Территории бассейнов рек  Томь, Васюган,  Кеть и др. Режим рек.  Меры по охране поверхностных вод, использование в хозяйстве вод рек и озер. Подземные воды и их хозяйственное использование.

Требования  к знаниям и умениям

 

Учащиеся должны знать: климатические показатели области; преобладающие типы погод; крупные и малые реки, озера Томской области, режим рек и хозяйственное использование вод в Томской области, описывать воды своей местности.

 

Учащиеся должны уметь: проводить наблюдения за погодой; пользоваться

оборудованием географической площадки для наблюдений за погодой; анализировать климатические карты  Томской области и составлять диаграммы типов погод. Показывать на карте основные водные артерии Томской области.

 

Тема  5.  Растительный и животный мир.  1 час

     Факторы,  определяющие  особенности  растительного  покрова  Томской  области:  континентальность  климата;  равнинность  территории;  рыхлые  осадочные  породы,  слагающие  поверхность.  Особенности  растительного  покрова:  зональность (положение  области  в  зоне  тайги  и  лесостепи);  распространение  болот;  широкое  развитие  пойм  со  своеобразной  растительностью.  Растительные  сообщества:  лесные,  болотные,  луговые.       Особенности  животного  мира.  Влияние  на  его  формирование  открытости  территории для  проникновения  европейских,  восточно-сибирских,  центрально-азиатских,  арктических  видов животных.  Характеристика  животного  мира  лесов,  болот  и  пойменных  лугов, водоемов  и  побережий,  полей  и  суходольных  лугов.  Хозяйственное  использование  ресурсов  животного  мира.  Редкие  и  исчезающие  виды.

Использование  растительных  ресурсов  человеком.  Редкие  и  исчезающие  виды  растений  Томской  области.

 

 

Требования  к знаниям и умениям

 

Учащиеся должны знать: разнообразие и распространение растений и животных  на территории Томской области

 

Учащиеся должны уметь: устанавливать взаимосвязи между компонентами природы  и описывать эти взаимосвязи.

 

Раздел 2. Население и трудовые ресурсы Томской  области. Города.

2 часа

 

Тема  6. Население и трудовые ресурсы Томской  области.   1 час

Демографическая ситуация в области. Естественное  движение населения.  Численность населения  и  ее динамика, размещение и  плотность населения. Трудовые ресурсы Томской  области.   Образовательный  уровень  населения. Национальный  и религиозный состав, основные этнические группы.  Миграционные    процессы.  Экологическая культура. Городское  и  сельское население. Процессы урбанизации. Города Томской  области, их   культурно-историческая специализация.

 

Практические  работы:

 1. Анализ  таблиц и  составление графиков динамики  численности  населения Томской  области.

  1. Определение по картам плотности  и особенностей      размещения   населения по  территории  своей  области.

 

Требования  к знаниям и умениям

 

Учащиеся должны знать: Численность населения на территории Томской области, административных районов области и городов;  особенности  размещения  городского и сельского населения, благоприятные и неблагоприятные условия демографической ситуации.

 

Учащиеся должны уметь:  анализировать  таблицы и графики динамики численности  населения  Томской  области и сопоставлять их с  динамикой   численности  населения России, других регионов;  устанавливать зависимость  природных условий и культурно-   исторических  навыков населения и  плотности населения.

 

Тема 7.  Города и сельские поселения Томской области.   1 час

Томск  -  культурно – исторический и  научно – промышленный  центр области.  Культура и архитектура города.  Образовательные и научные учреждения города.  Экологическая  ситуация и проблемы города.  Другие  города  Томской  области.

 

Экскурсии:  1. Выставки  краеведческого и художественного  музея.

  1. К памятникам  архитектуры.

 

Требования  к знаниям и умениям

 

Учащиеся должны знать: этнографию и исторические особенности Томска и др. городов  области, культурно – исторические и художественные  достопримечательности города и  экологическую ситуацию.

 

Учащиеся должны уметь: выделять историко – географические особенности города, ориентироваться по плану города; оценивать экологическую обстановку  в городе и в своем районе

 

Обобщение по элективному курсу  «Моя малая родина» 1 час

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поурочно – тематическое планирование  курса  «Моя малая Родина»

 8  часов

№ урока

Тема урока

 

Форма занятия

Кол-во часов

Раздел 1. Природные условия и ресурсы.

Введение. Что изучают в курсе «Моя малая Родина»    1      час

1

Этапы формирования территории Томской  области. Источники географических знаний.

Лекция с элементами беседы

1

Тема  1.     «Географическое положение» 1 час

 

2

Положение области  на картах Западной Сибири, РФ.

Практическая работа:  нанесение на карту границ Томской области и соседних субъектов. Нанесение границ районов области и их  административных центров.                                                

Лекция,  практическая работа

1

Тема  2.    История изучения  территории Томской области. 1 час

 

3

Исследование  территории  в 17-20  веках.

Лекция

1

Тема  3.      Рельеф и минеральные ресурсы  1  час

 

4

Рельеф и минеральные ресурсы 

Лекция с элементами практической работы

1

Тема  4.  Климат и внутренние воды    1  час

 

5

   Климат и внутренние воды   

Лекция

1

Раздел 2 Население и трудовые ресурсы Томской области     2 часа

Тема 6. Население и трудовые ресурсы Томской области

6

Население Томской области

Практические  работы:

  анализ  таблиц и  составление графиков динамики численности  населения Томской  области.

    Определение по картам плотности  и особенностей   размещения   населения по  территории  своей  области.  Особенности  размещения  городского и сельского населения.

 

Лекция,

 практические работы

1

Тема 7.  Города и сельские поселения Томской области.   1 час

7

Томск  -  культурно – исторический и  научно – промышленный  центр области.  Культура и архитектура города.  Образовательные и научные учреждения города.  Экологическая  ситуация и проблемы города.  Уровень урбанизации. Сельские поселения Томской области.

Лекция с элементами беседы и исследовательской деятельности

1

8

Обобщение

 

Урок-викторина

1

             

 

Все  экскурсии  выполняются во внеурочное  время