Формирование позитивных ценностей на уроках географии
Ценность есть нечто всепроникающее, определяющее
смысл и всего мира в целом, и каждой личности, и
каждого события, и каждого поступка.
Н.О. Лосский
Ценности, родились в истории человеческого рода как некие духовные опоры, помогающие человеку устоять перед лицом рока, тяжелых жизненных испытаний. Ценности упорядочивают действительность, вносят в ее осмысление оценочные моменты. Они соотносятся с представлением об идеале, желаемом, нормативном. Ценности придают смысл человеческой жизни.
ЦЕННОСТЬ, положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом, определяемая не их свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отношений; критерий и способы оценки этой значимости, выраженные в нравственных принципах и нормах, идеалах, установках, целях. Различают материальные, общественно-политические и духовные ценности; положительные и отрицательные ценности. (Большаой энциклопед. словарь)
В современном обществе в процессе обострения национальных проблем, широкое обострение получили равнодушие, цинизм, эгоизм и негатив. Возрождение духовных, позитивных ценностей является важным направлением работы школ.
В настоящее время целью образования является формирование личности, способной самостоятельно добывать информацию, принимать нестандартные решения, находить достойное место в условиях социально-экономической неопределенности, решать глобальные проблемы современности.
Большая часть из перечисленных качеств формируется в процессе воспитания, которое мы рассматриваем как одну из функций обучения географии. Пидкасистый П.И. отмечает, что связь между воспитанием и обучением является объективной закономерностью. Воспитательная функция образовательного процесса обучения состоит в том, что в процессе обучения формируются нравственные и эстетические представления, система взглядов на мир, способность следовать нормам поведения в обществе, соблюдать принятые законы. В ходе обучения формируются потребности личности, мотивы социального поведения, деятельности, ценности и ценностные ориентации, мировоззрение подрастающего поколения.
Центральной категорией воспитания является отношение. Оно придает воспитательному процессу сложность и чрезвычайную тонкость. Отношение — это связь, избирательно установленная в сознании субъекта с обьектом окружающего мира, проявляющаяся в рациональной, эмоциональной и практическо - действенной форме.
Это составляет базу для формирования у школьников отношения как к природным, так и к общественным явлениям.
Уникальность географии заключается в том, что она одновременно исследует проблемы окружающей среды и общества; рассматривает общество, природную среду во взаимосвязи.
В процессе обучения учебному предмету есть предпосылки для формирования эмоционально-ценностного отношения к человеку, его жизни и здоровью, Родине, природе, труду, знаниям. Все представ ленные ценности равнозначны.
Одним из важнейших условий повышения эффективности воспитательного процесса является включение эмоциональных стимулов. Это система, целостное динамическое образование, системообразующим признаком которого являются интерес, воздействие на чувства. К ним можно отнести игру, романтические переживания, соревнование. Выделяют проблемно-поисковый, эмоционально-образный (художественный) и общественно-оценочный стимулы.
Эмоциональная сфера учащихся развивается под влиянием художественных (связанных с искусством) и эстетических (связанных с искусством и жизнью) начал. Учение через художественное переживание опирается на создание таких учебных ситуаций, при которых переживание основывается на предметах искусства, созданных человеком, а также источниках переживаний, данных нам природой или жизнью.
Позитивное отношение может быть создано только на основе обсуждения того, что имеет для учащихся личностный смысл и значимость и выходит за страницу учебника.
Одним из важнейших условий формирования позитивных ценностей является включение эмоциональных стимулов, которые развивают интерес и воздействуют на чувства ребенка.
К ним можно отнести игру, романтические переживания, соревнование.
Выделяют проблемно-поисковый, эмоционально-образный (художественный) и общественно-оценочный стимулы.
Система ценностей учащихся развивается под влиянием художественных (связанных с искусством) и эстетических (связанных с искусством и жизнью) начал.
Учение через художественное переживание опирается на создание таких учебных ситуаций, при которых переживание основывается на предметах искусства, созданных человеком, а также источниках переживаний, данных нам природой или жизнью.