Суббота, 27.04.2024, 16:12
Приветствую Вас Гость | RSS

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Формирование позитивных ценностей на уроках географии

Ценность есть нечто всепроникающее, определяющее

                           смысл и всего мира в целом, и каждой личности, и

                           каждого  события, и каждого поступка.

                                                                                                                         Н.О. Лосский

 

Ценности, родились в истории человеческого  рода  как  некие  духовные опоры, помогающие человеку  устоять  перед  лицом  рока,  тяжелых  жизненных испытаний. Ценности упорядочивают действительность, вносят в  ее  осмысление оценочные моменты. Они соотносятся с  представлением  об  идеале,  желаемом, нормативном. Ценности придают смысл человеческой жизни.

         ЦЕННОСТЬ, положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом, определяемая не их свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отношений; критерий и способы оценки этой значимости, выраженные в нравственных принципах и нормах, идеалах, установках, целях. Различают материальные, общественно-политические и духовные ценности; положительные и отрицательные ценности.   (Большаой энциклопед. словарь)

В современном обществе в процессе обострения национальных проблем, широкое обострение получили равнодушие, цинизм, эгоизм и негатив. Возрождение духовных, позитивных ценностей  является важным направлением работы школ.

В настоящее время целью образования является формирование личности, спо­собной самостоятельно добывать инфор­мацию, принимать нестандартные реше­ния, находить достойное место в услови­ях социально-экономической неопреде­ленности, решать глобальные проблемы современности.

Большая часть из перечисленных ка­честв формируется в процессе воспита­ния, которое мы рассматриваем как одну из функций обучения географии. Пидкасистый П.И. отмечает, что связь между воспитанием и обучением является объ­ективной закономерностью. Воспитатель­ная функция образовательного процесса обучения состоит в том, что в процессе обучения формируются нравственные и эстетические представления, система взглядов на мир, способность следовать нормам поведения в обществе, соблюдать принятые законы. В ходе обучения фор­мируются потребности личности, мотивы социального поведения, деятельности, ценности и ценностные ориентации, ми­ровоззрение подрастающего поколения.

Центральной категорией воспитания является отношение. Оно придает воспи­тательному процессу сложность и чрезвы­чайную тонкость. Отношение — это связь, избирательно установленная в сознании субъекта с обьектом окружающего мира, проявляющаяся в рациональной, эмоцио­нальной и практическо - действенной фор­ме.

Это составляет базу для формирования у школьников отношения как к природным, так и к об­щественным явлениям.

Уникальность географии заключается в том, что она одновременно исследует про­блемы окружающей среды и общества; рассматривает общество, природную сре­ду во взаимосвязи.

 В процессе обучения учебному предмету есть предпосылки для формирования эмоционально-ценностного  отношения к человеку, его жизни и здоровью, Родине, природе, труду, знаниям. Все представ ленные ценности равнозначны.

Одним из важ­нейших условий повышения эффективно­сти воспитательного процесса является включение эмоциональных стимулов. Это система, целостное динамическое образо­вание, системообразующим признаком ко­торого являются интерес, воздействие на чувства. К ним можно отнести игру, роман­тические переживания, соревнование. Вы­деляют проблемно-поисковый, эмоцио­нально-образный (художественный) и об­щественно-оценочный стимулы.

Эмоциональная сфера учащихся разви­вается под влиянием художественных (связанных с искусством) и эстетических (связанных с искусством и жизнью) начал. Учение через художественное пережива­ние опирается на создание таких учебных ситуаций, при которых переживание ос­новывается на предметах искусства, со­зданных человеком, а также источниках переживаний, данных нам природой или жизнью.

Позитивное отношение может быть создано только на основе обсуждения того, что имеет для учащихся личностный смысл и    значимость и выходит за страницу учебника.

Одним из важнейших условий формирования  позитивных ценностей  является включение эмоциональных стимулов, которые развивают  интерес и  воздействуют на чувства ребенка.

К ним можно отнести игру, романтические переживания, соревнование.

Выделяют проблемно-поисковый, эмоционально-образный (художественный) и общественно-оценочный стимулы.

Система ценностей учащихся развивается под влиянием художественных (связанных с искусством) и эстетических (связанных с искусством и жизнью) начал.

Учение через художественное переживание опирается на создание таких учебных ситуаций, при которых переживание основывается на предметах искусства, созданных человеком, а также источниках переживаний, данных нам природой или жизнью.