Примеры заданий для учащихся
1. При изучении характера течения рек:
«Внимательно рассмотри фотографии равнинной и горной реки. Какие чувства они у тебя вызывают? Может быть, ты найдешь черты, сходные с чертами характера, поведением человека?
На фотографиях изображены равнинная и горная реки. Как странно, в зависимости обстоятельств от настроения, или ситуации, люди себя люди тоже веду себя по-разному». В ровных теплых условиях река принимает оттенок, но все-таки как будто хитрит, извивается, пытается, поддержать гладкую вокруг себя обстановку, ведет себя тихо, почти бесшумно. А горная река наоборот, вся серая, с белой пеной, среди больших неповоротливых скал. Вода срывается вниз, у нее нет выбора... Как похоже это на людей, не правда ли?»
2. С целью придания учебному процессу яркого эмоционального восприятия в курсе географии материков и океанов можно использовать описание плавания С. Каллахена. В книге рассказывается о том, как яхта «Наполеон Соло» потерпела крушение и человек в течение 7б дней вынужден был с минимальным запасом продовольствия и приспособлений дрейфовать на надувном плоту в Атлантическом океане. Автор показывает удивительную стойкость духа, знание особенностей природы С. Каллахена, которые помогли ему выжить. После прочтения текста учитель может обратиться с вопросами к ученикам и сформулировать вывод о том, какие качества помогли человеку выжить.
- С какими трудностями столкнулся путешественник? Как он с ними боролся? Что помогло ему выжить?
- Какие качества личности путешественника помогли ему выжить в сложных условиях?
- Что для человека стало ценным после плавания. Почему?
3. Творческое задание: это происходило в Саргассовом море (учитель показывает Саргассово море на карте).
«... В одну из туманных ночей, какие не редкость в просторах Атлантики, торговый клипер, шедший под всеми парусами из Великобритании на Кубу, внезапно остановился по неизвестной причине. Он не налетел на рифы, потому что остановился, без толчка и треска. Он не сел на мель. И ветер не стих. Но судно не двигалось.
Корабельные фонари тускло светили в тумане, бросая слабый отблеск на волнистую поверхность океана. Вахтенный офицер и двое матросов, перегнувшись через борт, вглядывались в мглистую даль.
- В чем дело, почему стоим? - подбежал к ним капитан.
- Морское чудовище! - дрожащим голосом прошептал один из молодых матросов. - Вот оно, смотрите...
Вопрос к классу: «Действительно ли было это морское чудовище, или ...что? Как вы думаете?»
Ответ: Этот морской змей совсем не змей, то есть не животное. Это, скорее всего крупное морское растение - гигантские водоросли, которые обитают в этом море -саргассум. Водоросли-гиганты живут на морском дне, прикрепляясь к подводным камням и скалам особыми отростками, похожими на корешки, которые называют ризоидами. Длинный ствол морского гиганта с листьями тянется к поверхности воды и колышется на ней, указывая морякам, что близко скалистое дно.
- Почему близко? Как вы думаете, ребята? (вопрос к классу)
- Да потому, что крупные водоросли растут на небольших глубинах, не более 20 метров. И если капитан увидел морского змея, он хорошо знает, что впереди либо рифы, либо желанный берег.
4. Творческой работы в VIII классе "Природные достопримечательности России"
Цель:
а) воспитание любви к нашей Родине — России;
б) развитие познавательного интереса учащихся к изучению природы нашей
страны; раскрытие индивидуальных способностей учащихся;
в) расширение их кругозора в процессе изучения курса «Природа России»;
г) привитие интереса к самостоятельной творческой деятельности.
Задания творческой работы «Природные достопримечательности России».
1. Какие природные достопримечательные места вы знаете в России:
а) в окрестностях г. Томска;
б) на территории Томской обласги;
в) в пределах Западно-Сибирского региона;
г) в Российской Федерации.
2. Назовите 10 природных объектов России, которые вы рекомендовали бы посетить иностранным туристам для того, чтобы иметь наиболее полное представление о' природе нашей страны.
3. Какой природный объект России, увиденный вами, произвел наибольшее
впечатление? Что вы о нем знаете?
4. Какой природный объект мог бы стать национальным символом России?
Анализ выполнения задания 2.
С ним должны справиться все учащиеся восьмых классов. Совершив воображаемое путешествие по нашей огромной стране, они должны составить различные группы природных объектов России, которые можно рекомендовать иностранным туристам, чтобы посетить их и иметь наиболее полное представление о природе. В перечень этих объектов могут входить следующие большие и маленькие природные районы, уникальные памятники природы:
1.Озеро Байкал — самое глубокое - пресноводное озеро в мире с очень чистой
водой.
2.Реку Волгу — самую длинную реку в Европе и популярную в России.
3.Полуостров Камчатка — с самым высоким действующим вулканом России — Ключевской Сопкой.
4.Гору Эльбрус — самую высокую вершину России, покрытую ледниками.
5.Ладожское озеро — самое крупное пресноводное озеро Европы со знаменитым островом Валаам.
6.Уральские горы — с самым большим разнообразием минералов, особенно в Ильменском заповеднике.
7.Реку Енисей — самую многоводную, живописную, с таежными лесами и заповедником «Столбы» около Красноярска.
8.Район Кавказских Минеральных Вод — с самым большим разнообразием минеральных источников.
9.Центральную часть Восточно-Европейской равнины — с красивыми ландшафтами смешанных лесов.
10.Побережье Черного моря — с самой популярной зоной отдыха в России в летнее время.
В различных странах мира широко используют в целях рекламы и обучения символы природных объектов этих стран. Например, на весь мир известна по изображениям гора Фудзияма в Японии, Ниагарский водопад, Большой Каньон на плато Колорадо — в США, Большой Барьерный риф — в Австралии. В книге «Сокровища человечества» (Томас Фезер), представлены памятники истории, культуры и природные заповедники, находящиеся под охраной ЮНЕСКО. В этом издании представлены описания знаменитых в мире объектов. Россия представлена восемью историческими памятными местами.
К объектам Всемирного наследия (список ЮНЕСКО) относятся:
- Московский Кремль и Красная площадь.
- Исторический центр Санкт-Петербурга.
- Погост Кижи.
- Исторические памятники Новгорода.
- Историко-культурный комплекс Соловецких островов.
- Памятники Владимира и Суздаля.
- Троице-Сергиева лавра.
- Церковь Вознесения в Коломенском.
В последнее время в этот список включены еще три объекта, на этот раз природных: о. Байкал, вулканы Камчатки и леса Республики Коми. Конечно, это не отражает разнообразия природы России.
5. В курсе географии России при изучении населения учащиеся узнают о том, какие народы населяют нашу страту, об их обычаях и традициях. Сформировать и укрепить толерантное сознание у учащихся можно, опираясь на понимание того, что наше многонациональное государство не будет успешно развиваться без прочного союза, дружбы народов.
Одним из примеров воспитания уважения к малым народам России является ролевая игра, основанная на событиях, описанных в рассказе Александра Пика «Живущие у реки Парень». В нем дано описание, что после ликвидации поселков на Пенжинской губе коренное население, в прошлом все охотники, рыбаки, оленеводы, вынуждено было работать на стройка, в портах, на фермах. В процессе такой необдуманной политики теряется ниточка, связывающая национальное прошлое и будущее коренных жители п. Парень исчезнут как племя, пополнив отряд разнорабочих и грузчиков, утратив национальные традиции и ремесла.
Игра проводится в форме заседания экспертного совета, на котором представлены следующие группы:
- Географы, комплексно оценивающие природные условия, ресурсы территории, с точки зрения жизни населения и возможности ведения хозяйства.
- Этнографы, изучающие культуру, традиции, занятия местного населения.
- Экологи, оценивающие влияние на природу Пенжинской губы деятельности населения, занимающегося традиционными промыслами, и населения с «материка».
- Коренные жители п. Парень.
- Работники органов местного управления.
Вопросы для обсуждения:
- Оправдано ли переселение коренных жителей? Докажите свою точку зрения.
- Есть ли альтернатива переселению коренного населения?
- Есть ли условия для возрождения быта, ремесел, традиций местного населения?
В результате обсуждения учитель вместе с учащимися формулируют основные направления работы по возрождению хозяйственной деятельности коренных жителей:
- выращивание картофеля в сельском хозяйстве (крупный по размерам картофель поспевает раньше, чем на Камчатке);
- развитие животноводства (кормовая база — сенокосы);
- развитие рыболовства в Пенжинской губе, так как здесь водятся красная рыба, тюлени и белуха.
- ориентация хозяйства на производство продукции для оленеводческих хозяйств.
- Пареньцы могут поставлять в тундру «комплект оленевода» — полный набор упряжи, чаат из тюленя, торбаса на лохтачьей подошве, ножи; традиционным национальным способом изготавливать для оленеводов рыбные припасы — юколу, телюшки, жир морского зверя.
ВЫВОД: В процессе использования эмоционально-ценностных стимулов при реализации воспитательной роли школьной географии происходят положительные сдвига в знаниях, умениях и развиваются творческие способности учеников, так как это вызывает у учащихся положительные эмоции, интерес к изучаемому материалу, придает ему уровень личностной значимости.