Пояснительная записка
Современная школьная география не предусматривает подробного изучения городов России. Предлагаемая программа курса по выбору «Города России» ориентирована на расширение знаний учащихся об истории возникновения, функциональных особенностях городов России и их значении в развитии регионов страны. При освоении программы курса учащиеся получают дополнительную информацию об особенностях процесса урбанизации в России, знакомятся с его спецификой и противоречиями. Данный курс предусматривает изучение русских столиц - Москвы и Санкт - Петербурга, а также крупнейших городов регионов России.
Основная цель курса: формирование положительной мотивации и познавательного интереса к ключевым предметам социально-экономического профиля обучения в старшей школе.
Задача курса по выбору заключается в создании условий:
- для формирования знаний о специфике процесса урбанизации в России, типологии городов по выполняемым функциям; об особенностях возникновения, развития, будущего городских агломераций и других:
- для формирования проектной деятельности учащихся;
• для развития информационно-коммуникативных умений, навыков и способов деятельности (умения работать в группе, самостоятельно добывать и интерпретировать информацию из различных источников; конструировать и задавать вопросы, аргументировать свою точку зрения, выступать с устными сообщениями
и других).
При проведении занятий предусматривается использование как объяснительно-иллюстративных, так и активных методов обучения: семинаров, практических работ, дискуссий, создание проекта и его защиту.
При проведении занятий планируется использование таких форм контроля, как собеседование, анализ выполнения практических работ, тестовые задания, защита рефератов, анализ учащимися результатов своей работы.
Ожидаемые результаты обучения
Учащиеся должны знать:
- особенности урабанизационного процесса в России;
- динамику городского населения;
- функциональные типы российских городов;
- планировочные структуры;
- проблемы современных российских городов.
Учащиеся должны уметь:
• работать с различными источниками географической информации (географическими картами, планами местности, словарями, энциклопедиями, справочниками, схемами, графиками, диаграммами, таблицами, фотографиями и др.);
• вступать в коммуникацию (задавать вопросы и отвечать на них, аргументировать свою точку зрения, слушать оппонента и др.);
- характеризовать природный или социальный объект по типовому плану,
- планировать свою познавательную деятельность и самостоятельно ее выполнять.
Основой, определяющей степень изучения учащимися данного курса, является проявление инициативы, творчества и интереса в участие, проведение и защите проектов. В проектах должны быть отражены основные положения темы, наглядная графика (в виде таблиц, схем, карт и т.д.), обязательно собственные выводы, взгляды на проблемы и пути их решения.
Учебно – тематическое планирование
№ |
Наименование разделов и тем курса |
Всего часов |
В том числе |
Форма проведения учебного занятия |
|||||
лекция |
беседа |
семинар |
Дискуссия |
Проект |
Практическая работа |
||||
1. |
Введение (1ч) Город - цивилизационные центры Земли. |
1 |
1 |
- |
- |
- |
- |
- |
Лекция с элементами беседы
|
2. |
Особенности урбанизации в России (1ч) Своеобразие и противоречия урбанизации в нашей стране. Демографическая база динамики городского населения. |
1 |
- |
1 |
- |
- |
- |
- |
Беседа, самостоятельная деятельность учащихся со статистическим материалом |
3. |
Функции городов, планировочная структура (2ч) Функции городов. Планировочная структура города. |
1 |
- |
1 |
- |
- |
- |
- |
Беседа, составление систематизирующей таблицы, работа в группах
|
4. |
Экологическое состояние городской среды как результат действия урбанизации.
|
1 |
- |
- |
1 |
- |
- |
- |
Семинар «Экологические проблемы современных городов, пут их решения». |
5. |
Русские столицы – Москва и Санкт- Петербург (1ч) Москва - столица нашего государства. Санкт - Петербург - «окно в Европу», символ Европейской России. |
1 |
- |
- |
- |
1 |
- |
- |
Дискуссия «Сопоставление Москвы и Санкт-Петербурга. Какой город больше подходит на роль столицы?» |
6. |
Города регионов России (2ч) Города Европейской части России.
|
1 |
- |
- |
- |
- |
- |
1 |
Практическая работа №1 «Составление туристического маршрута по городам Центральной России». |
7. |
Города Азиатской части России.
|
1 |
- |
- |
- |
1 |
- |
- |
Дискуссия «Перспективы развития городов Сибири и Дальнего Востока». |
8. |
Защита проекта. |
1 |
- |
- |
- |
- |
1 |
- |
Выступление учащихся. |
Итого – 8 часов: лекции - 1 ч; беседа - 2 ч; семинар – 1 ч; дискуссия – 2 ч; практическая работа – 1 ч; проектирование – 1 ч.
Содержание программы
Введение (1ч)
Города — удивительное творение рук, ума, таланта человека. История возникновения и развития сети городов в России, особенности их совершенствования. Современные города — цивилизационные центры Земли, сосредоточение материальных, культурных и исторических ценностей, основных событий культурной и политической жизни. Город — место притяжения людей.
Тема 1. Особенности урбанизации в России (1 ч)
Урбанизация — один из основных факторов модернизации России, превращения из страны сельской, аграрной в современную городскую, постиндустриальную. Своеобразие и противоречия процесса урбанизации в нашей стране. Реальная картина урбанизации, ее позитивные и негативные стороны. Специфика урбанистического развития России в мировом сопоставлении.
Демографическая база динамики городского населения. Крупные социальные потрясения, оказавшие негативное воздействие на ход урбанизации в России. Компоненты, определяющие динамику городского населения в России: естественный прирост городского населения, административно-территориальные преобразования в стране.
Пространственные закономерности урбанизации: территориальная концентрация разнообразных видов деятельности в городах, сосредоточение населения в ограниченном числе крупных городов, агломераций, перерастание урбанизации из городского масштаба в районный, контрастность и поляризация населения. Возможные перспективы формирования в России мегаполисов.
Тема 2. Функции городов, планировочная структура (2 ч)
Функциональные типы городов. Экономическое, социальное, транспортное, культурное, историческое значение городов России.
Город - промышленный центр. Сосредоточение в городах предприятий различных отраслей промышленности. Роль городов в хозяйстве регионов.
Размещение научных центров и комплексов на территории России, Город-технополис - сосредоточение учебных и научно-исследовательских центров и промышленных предприятий наукоемких отраслей хозяйства. Технополис - результат интеграции образования, науки и производства.
Использование интеллектуального потенциала городов для решения проблем развития в регионах высшего и среднего специального образования.
Особенности размещения на территории страны крупнейших транспортных центров и узлов, перспективы их развития.
Административная функция городов, их роль в управлении страной, регионами.
Выдающееся историческое, культурное, туристическое значение больших и малых городов. Города России - центры народных художественных промыслов и ремесел.
Классификация городов по численности жителей: малые - менее 20 тыс. чел., средние - от 20 до 100, крупные — от 100 до 500 тыс. чел., крупнейшие - более 500 тыс. человек Особая группа - города-миллионеры.
Деление городов на группы по типу планировочной структуры: центральные, линейные, рассредоточенные. Деление городов по особенностям конфигураций: компактные, расчлененные, разобщенные.
Выделение функциональных зон города: селитебная - жилые районы, общественные центры, зеленые насаждения общего пользования; промышленная - промышленные предприятия и связанные с ними объекты; коммунально-складская — базы, склады, гаражи, депо, парки городского транспорта; зона внешнего транспорта - пассажирские и грузовые станции, аэропорты, вокзалы, пристани; рекреационная зона - места отдыха населения (парки, лесопарки, пляжи); «научные городки» - зона размещения вузов, НИИ; курортная зона; прочие земли. Взаимное расположение функциональных зон.
Влияние территориальной структуры города на экологическое состояние среды. Ухудшение качества среды обитания людей на Земле, связанное с антропогенным загрязнением. Экологическое состояние городской среды как результат действия урбанизации.
Тема 3. Русские столицы - Москва и Санкт-Петербург (1 ч)
Москва - столица нашего государства. История появления, развития города, преимущества географического положения. Москва - порт пяти морей, воздушные ворота страны.
Политико- административная роль Москвы в государстве; учреждения управления страной, находящиеся в городе. Особенности планировки Москвы в прошлом и настоящем. Москва - могучий индустриальный город.
Москва - центр науки и культуры. Сосредоточение в Москве всего нового, значимого для жизни общества: в науке, искусстве, образовании.
Санкт - Петербург – «окно в Европу», выход к европейским морским путям.
Санкт - Петербург — город-символ Европейской России, вошедший в почетную когорту великих столиц мира. Санкт - Петербург - летопись веков, царствований, эпох, исторических событий и свершений, «собрание сочинений» гениальных зодчих, шедевр архитектуры и искусства. Санкт - Петербург - крупнейший транспортный узел, промышленный, научный и культурный центр.
Тема 4. Города регионов России (2 ч)
Особенности истории создания и развития, роль в хозяйстве региона, экономическое, транспортное, научное, культурное, рекреационное, туристское значение городов регионов России: европейской и азиатской части.
Древнейшие города России. Города, появившиеся в советский период, их особенности. Важнейшие экономические, социальные, экологические проблемы, присущие городам регионов страны, причины возникновения и пути решения проблем. Новейшие тенденции в развитии городов. Перспективы развития и совершенствования сети городов в России.
Геральдика городов России. Герб города как специфический источник информации о времени возникновении города, административном делении во время утверждения герба, географическом положении, главной функции города, его хозяйственной специализации и т.д.
Список литературы для учителя:
- Купртиина ЛД. Русские столицы: Москва и Санкт-Петербург (конспект урока в 9 классе) // География в школе. - 2002. - № 1. - С 71 - 75.
- Лаппо Г. М. Города на пути в будущее. - М.: Мысль, 1987.
- Лаппо Г. М. Города России: этапы формирования городской сети // География в школе. — 1994. - № 1,2 - С. 14 - 19; С. 21 - 28.
- Лаппо Г. М. Городское расселение в России: состояние и проблемы // География в школе. -1992,-№2,3.-С9-12,19.
- Лаппо ГМ. Рассказы о городах. - М: Мысль, 1972,
- Майданюк Э.К. Прогулка по старому Томску.- Томск: Томское кн. изд-во, 1992, - 104 с., ил.
- Российский статистический ежегодник. 2006: Стат. сб. / Росстат - М., 2006. – 806
- Саушкин Ю.Т., Глушкоова В.Т. Москва среди городов мира. - М, 1983.
- Томск. История города от основания до наших дней. /Отв. Ред. Н.М. Дмитриенко. 2-е изд., испр. и доп. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2004. – 464 с.; ил. 2000 экз.
- Тучков А.Г. История и культура народов Сибири: Учебное пособие. 2-е изд. - Томск: Изд-во ТГПУ, 2005. – 252с.
Список литературы для учащихся:
- Купртиина ЛД. Русские столицы: Москва и Санкт-Петербург (конспект урока в 9 классе) // География в школе. - 2002. - № 1. - С 71 - 75.
- Лаппо Г. М. Города на пути в будущее. - М.: Мысль, 1987.
- Лаппо Г. М. Города России: этапы формирования городской сети // География в школе. — 1994. - № 1,2 - С. 14 - 19; С. 21 - 28.
- Лаппо Г. М. Городское расселение в России: состояние и проблемы // География в школе. -1992,-№2,3.-С9-12,19.
- Лаппо ГМ. Рассказы о городах. - М: Мысль, 1972,