Суббота, 27.04.2024, 08:31
Приветствую Вас Гость | RSS

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Пояснительная записка

Современная школьная география не предусматривает подробного изучения городов России. Предлагаемая программа курса по выбору «Города России» ориенти­рована на расширение знаний учащихся об истории возникновения, функциональ­ных особенностях городов России и их значении в развитии регионов страны. При освоении программы курса учащиеся получают дополнительную информацию об особенностях процесса урбанизации в России, знакомятся с его спецификой и противоречиями. Данный курс преду­сматривает изучение русских столиц - Москвы и Санкт - Петербурга, а также круп­нейших городов регионов России.                                                                

Основная цель курса: формирование положительной мотивации и познавательного интереса к ключевым предметам со­циально-экономического профиля обуче­ния в старшей школе.

                Задача курса по выбору заключается в создании условий:

  • для формирования знаний о специ­фике процесса урбанизации в России, типологии городов по выполняемым функ­циям; об особенностях возникновения, развития, будущего городских агломера­ций и других:
  • для формирования проектной дея­тельности учащихся;

• для развития информационно-ком­муникативных умений, навыков и способов деятельности (умения работать в груп­пе, самостоятельно добывать и интерпретировать информацию из различных ис­точников; конструировать и задавать вопросы, аргументировать свою точку зре­ния, выступать с устными сообщениями
и других).

При проведении занятий предусматри­вается использование как объяснитель­но-иллюстративных, так и активных мето­дов обучения: семинаров, практи­ческих работ, дискуссий, создание проекта и его защиту.

При проведении занятий планируется использование таких форм контроля, как собеседование, анализ выполнения прак­тических работ, тестовые задания, защита рефератов, анализ учащимися резуль­татов своей работы.

Ожидаемые результаты обучения

Учащиеся должны знать:

  • особенности урабанизационного про­цесса в России;
  • динамику городского населения;
  • функциональные типы российских городов;
  • планировочные структуры;
  • проблемы современных российских городов.

Учащиеся должны уметь:

• работать с различными источниками географической информации (географическими  картами, планами  местности, словарями, энциклопедиями, справочни­ками, схемами, графиками, диаграммами, таблицами, фотографиями и др.);

• вступать в коммуникацию (задавать вопросы и отвечать на них, аргументиро­вать свою точку зрения, слушать оппонента и др.);

  • характеризовать природный или со­циальный объект по типовому плану,
  • планировать свою познавательную деятельность и самостоятельно ее выпол­нять.

Основой, определяющей степень изучения учащимися данного курса, является проявление инициативы, творчества  и интереса в участие, проведение и  защите проектов. В проектах должны быть отражены основные положения темы, наглядная графика (в виде таблиц, схем, карт и т.д.), обязательно собственные выводы, взгляды на проблемы и  пути их решения.

Учебно – тематическое планирование

 

 

Наименование разделов и тем курса

Всего часов

В том числе

 

Форма проведения учебного занятия

лекция

беседа

семинар

Дискуссия

Проект

Практическая работа

1.

Введение (1ч)

Город - цивилизационные центры Земли.

1

1

-

-

-

-

-

Лекция с элементами беседы

 

2.

 

Особенности урбанизации в России  (1ч)

Своеобразие и противоречия урбанизации в нашей стране. Демографическая база динамики городского населения.

1

-

1

-

-

-

-

Беседа, самостоятельная деятельность учащихся со статистическим материалом

3.

Функции го­родов,

плани­ровочная структура (2ч)

Функции городов.

Планировочная структура города.

1

-

1

-

-

-

-

Беседа, составление систематизирующей таблицы, работа в группах

 

4.

Экологическое состояние городской среды как результат действия урбанизации.

 

1

-

-

1

-

-

-

Семинар «Экологические проблемы современных городов, пут их решения».

 

 

5.

Русские столицы –

Москва и Санкт- Петербург (1ч)

Москва - столица нашего государства.

Санкт - Петербург - «окно в Европу», символ Европейской России.

1

-

-

-

1

-

-

Дискуссия «Сопоставление Москвы и Санкт-Петербурга. Какой город больше подходит на роль столицы?»

 

6.

 

Города  регионов  России (2ч)

Города Европейской части России.

 

1

-

-

-

-

-

1

Практическая работа №1 «Составление туристического маршрута по городам Центральной России».

7.

Города Азиатской части России.

 

1

-

-

-

1

-

-

Дискуссия «Перспективы развития городов Сибири и Дальнего Востока».

 8.

Защита проекта.

 1

-

-

-

-

1

-

Выступление учащихся.

Итого – 8 часов: лекции -   1 ч;   беседа  -  2 ч; семинар – 1 ч; дискуссия – 2 ч; практическая работа – 1 ч; проектирование – 1 ч.

                    Содержание программы

Введение (1ч)

Города — удивительное творение рук, ума, таланта человека. История возникновения и развития сети городов в России, особенности их совершенствования. Современные города — цивилизационные центры Земли, сосредоточение матери­альных, культурных и исторических цен­ностей, основных событий культурной и политической жизни. Город — место при­тяжения людей.

Тема 1. Особенности урбанизации в России (1 ч)

Урбанизация — один из основных фак­торов модернизации России, превраще­ния из страны сельской, аграрной в совре­менную городскую, постиндустриальную. Своеобразие и противоречия процесса ур­банизации в нашей стране. Реальная кар­тина урбанизации, ее позитивные и нега­тивные стороны. Специфика урбанисти­ческого развития России в мировом сопо­ставлении.

Демографическая база динамики го­родского населения. Крупные социальные потрясения, оказавшие негативное воз­действие на ход урбанизации в России. Компоненты, определяющие динамику го­родского населения в России: естествен­ный прирост городского населения, адми­нистративно-территориальные преобра­зования в стране.

Пространственные закономерности урбанизации: территориальная концент­рация разнообразных видов деятельности в городах, сосредоточение населения в ог­раниченном числе крупных городов, агло­мераций, перерастание урбанизации из городского масштаба в районный, контра­стность и поляризация населения. Воз­можные перспективы формирования в России мегаполисов.

Тема 2. Функции городов, планировочная структура (2 ч)

Функциональные типы городов. Эконо­мическое, социальное, транспортное, культурное, историческое значение горо­дов России.

Город - промышленный центр. Сосре­доточение в городах предприятий различ­ных отраслей промышленности. Роль го­родов в хозяйстве регионов.

Размещение научных центров и ком­плексов на территории России, Город-технополис - сосредоточение учебных и на­учно-исследовательских центров и промышленных предприятий наукоемких от­раслей хозяйства. Технополис - результат интеграции образования, науки и произ­водства.

Использование интеллектуального по­тенциала городов для решения проблем развития в регионах высшего и среднего специального образования.

Особенности размещения на террито­рии страны крупнейших транспортных центров и узлов, перспективы их развития.

Административная функция городов, их роль в управлении страной, регионами.

Выдающееся историческое, культурное, туристическое значение больших и малых городов. Города России - центры народных художественных промыслов и ремесел.

Классификация городов по численнос­ти жителей: малые - менее 20 тыс. чел., средние - от 20 до 100, крупные — от 100 до 500 тыс. чел., крупнейшие - более 500 тыс. человек  Особая группа - города-миллионеры.

Деление городов на группы по типу планировочной структуры: центральные, линейные, рассредоточенные. Деление го­родов по особенностям конфигураций: компактные, расчлененные, разобщенные.

Выделение функциональных зон горо­да: селитебная - жилые районы, общественные центры, зеленые насаждения об­щего пользования; промышленная - промышленные предприятия и связанные с ними объекты; коммунально-складская — базы, склады, гаражи, депо, парки город­ского транспорта; зона внешнего транс­порта - пассажирские и грузовые станции, аэропорты, вокзалы, пристани; рекреаци­онная зона - места отдыха населения (парки, лесопарки, пляжи); «научные городки» - зона размещения вузов, НИИ; ку­рортная зона; прочие земли. Взаимное расположение функциональных зон.

Влияние территориальной структуры города на экологическое состояние среды. Ухудшение качества среды обитания лю­дей на Земле, связанное с антропогенным загрязнением. Экологическое состояние городской среды как результат действия урбанизации.

Тема 3. Русские столицы - Москва и Санкт-Петербург  (1 ч)

Москва - столица нашего государства. История появления, развития города, преимущества географического положения. Москва - порт пяти морей, воздушные во­рота страны.

Политико- административная роль Москвы в государстве; учреждения управ­ления страной, находящиеся в городе. Особенности планировки Москвы в про­шлом и настоящем. Москва - могучий ин­дустриальный город.

Москва - центр науки и культуры. Со­средоточение в Москве всего нового, значимого для жизни общества: в науке, ис­кусстве, образовании.

Санкт - Петербург – «окно в Европу», вы­ход к европейским морским путям.

Санкт - Петербург — город-символ Европейской России, вошедший в почетную когорту ве­ликих столиц мира. Санкт - Петербург - ле­топись веков, царствований, эпох, истори­ческих событий и свершений, «собрание сочинений» гениальных зодчих, шедевр архитектуры и искусства. Санкт - Петер­бург - крупнейший транспортный узел, промышленный, научный и культурный центр.

Тема 4. Города регионов России (2 ч)

Особенности истории создания и раз­вития, роль в хозяйстве региона, экономи­ческое, транспортное, научное, культур­ное, рекреационное, туристское значение городов регионов России: европейской и азиатской части.

Древнейшие города России. Города, по­явившиеся в советский период, их особенности. Важнейшие экономические, соци­альные, экологические проблемы, присущие городам регионов страны, причины возникновения и пути решения проблем. Новейшие тенденции в развитии городов. Перспективы развития и совершенствова­ния сети городов в России.

Геральдика городов России. Герб города как специфический источник информации о времени возникновении города, ад­министративном делении во время утвер­ждения герба, географическом положе­нии, главной функции города, его хозяй­ственной специализации и т.д.

Список литературы для учителя:

  1. Купртиина ЛД. Русские столицы: Москва и Санкт-Петербург (конспект урока в 9 классе) // География в школе. - 2002. - № 1. - С 71 - 75.
  2. Лаппо Г. М. Города на пути в будущее. - М.: Мысль, 1987.
  3. Лаппо Г. М. Города России: этапы формиро­вания городской сети // География в школе. — 1994. - № 1,2 - С. 14 - 19; С. 21 - 28.
  4. Лаппо Г. М. Городское расселение в России: состояние и проблемы // География в школе. -1992,-№2,3.-С9-12,19.
  5. Лаппо ГМ. Рассказы о городах. - М: Мысль, 1972,
  6. Майданюк Э.К. Прогулка по старому Томску.- Томск: Томское кн. изд-во, 1992, - 104 с., ил.
  7. Российский статистический ежегодник. 2006: Стат. сб. / Росстат - М., 2006. – 806
  8. Саушкин Ю.Т., Глушкоова В.Т. Москва среди городов мира. - М, 1983.
  9. Томск. История города от основания до наших дней. /Отв. Ред. Н.М. Дмитриенко. 2-е изд., испр. и доп. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2004. – 464 с.; ил. 2000 экз.
  10. Тучков А.Г. История и культура народов Сибири: Учебное пособие. 2-е изд. - Томск: Изд-во ТГПУ, 2005. – 252с.

 

Список литературы для учащихся:

  1. Купртиина ЛД. Русские столицы: Москва и Санкт-Петербург (конспект урока в 9 классе) // География в школе. - 2002. - № 1. - С 71 - 75.
  2. Лаппо Г. М. Города на пути в будущее. - М.: Мысль, 1987.
  3. Лаппо Г. М. Города России: этапы формиро­вания городской сети // География в школе. — 1994. - № 1,2 - С. 14 - 19; С. 21 - 28.
  4. Лаппо Г. М. Городское расселение в России: состояние и проблемы // География в школе. -1992,-№2,3.-С9-12,19.
  5. Лаппо ГМ. Рассказы о городах. - М: Мысль, 1972,